Замена воды в балластных цистернах судна
Проточная смена балласта является популярным способом очистки балластной воды океанических судов. Эта операция снижает риски появления морской фауны из других регионов в прибрежных водах США и в Великих озерах.
В процессе проточного обмена вода закачивается в отсеки танка через специальный патрубок на днище танка. При переполнении вода вытекает за борт через вентиляционный канал. Как правило, смена балластной воды производится в тройном объеме танка, чтобы оставить менее 5% первичной жидкости по окончании цикла заполнения. Проточная смена воды в основном практикуется на судах, которые не имеют достаточной конструктивной прочности и остойчивости, а также при последовательной перекачке двух танков.
Для изучения поведения жидкости внутри различных по конструкции танков при проточной смене балласта использовался программный комплекс Fluent.
Для проточной и первичной воды применялась модель многокомпонентных течений, хотя плотность этих жидкостей была практически одинакова. Размер расчетной сетки составлял от 100 до 200 тыс. элементов.
Расчеты были выполнены для следующих конструкций танка: прямоугольной балластной цистерны с двойным дном, бортовой балластной цистерны, и цистерны j-типа.
В каждом случае проводились расчеты для различных комбинаций одного или двух воздушных клапанов. Кроме того, решалась задача по оптимизации числа подводящих каналов. Вследствие ограниченности расчетного времени некоторые несущественные конструктивные элементы при моделировании не учитывались. К таким элементам относятся шпигаты в основном и вспомогательном наборе, кницы, небольшие ребра жесткости.
В ходе проведенных исследований было установлено, что существующее требование по прокачке тройного объема воды через баллатстную цистерну является обоснованным. Но некоторые конфигурации цистерн не позволяют использовать проточную смену балласта без увеличения времени прокачки, которое должно быть установлено в ходе тщательного гидродинамического анализа течения жидкости в цистернах.
* Статья основана на материалах специального приложения к журналу «Fluent News» — «Focus on CFD in the Marine Industry» (2006 год). В 2008 году редакция «ANSYS Solutions» продолжит публикацию статей на тему использования CFD в судостроительной отрасли.