Константин Басов, Денис Хитрых, ЗАО «EMT Р»
Традиционные методы борьбы с терроризмом, обеспечения индивидуальной безопасности и защиты промышленных объектов и территорий предполагают использование специальных инженерно- технических средств и аппаратуры, начиная от средств индивидуальной защиты и обнаружения (опознавания) взрывчатых веществ, металла, оружия и заканчивая специальным транспортом и вооружением (боеприпасы, стрелковое оружие и пр.).
Очевидно, что силовые (военные) методы противодействия террористическим угрозам еще долго будут доминировать над организационными и аналитическими.
Несмотря на тенденцию снижения оборонных бюджетов стран Европейского союза, использование передовых технологий имитационного моделирования является основой модернизации вооруженных сил этих стран. И здесь особое место занимают решения, которые предлагает компания ANSYS своим пользователям, в первую очередь программный комплекс AUTODYN.
AUTODYN представляет собой универсальную программу для анализа высоконелинейных быстротекущих процессов, связанных, например, с поведением конструкций при взрывах (разрушение) или с воздействием поражающих факторов (ударной волны, осколков) на средства индивидуальной защиты (бронежилеты, каски и пр.). Таким образом, AUTODYN обеспечивает быстрый и сравнительно недорогой способ оценки эффективности современных систем безопасности и обороны.
При большом объеме компьютерного моделирования изделия-прототипа (в противоположность физическим испытаниям) может быть достигнуто лучшее понимание функционирования разрабатываемого изделия, выявлены дефекты конструкции и пр. на ранней стадии проекта.
В этой статье приведены примеры расчетов, выполненных в AUTODYN, которые в той или иной мере затрагивают вопросы обеспечения безопасности: расчет подрыва бронетехники (легкая гусеничная машина) на мине, взрыв
внутри здания, проникновение снаряда в железобетонную конструкцию, внешняя (террористическая) атака на высотное здание и др.
Хорошая корреляция результатов численного моделирования и доступных экспериментальных данных свидетельствует о высокой точности используемых методов моделирования.
Введение
Для исследования поведения конструкций, подвергающихся ударным нагрузкам или внедрению инородных деформируемых тел, наравне с прямыми испытаниями используются и технологии численного моделирования. Они обеспечивают сравнительно быстрый и дешевый способ оценки новых конструктивных идей. Поэтому многие известные западные фирмы, работающие в индустрии безопасности, широко применяют программный комплекс AUTODYN.
AUTODYN является лидером в области решения задач нелинейной динамики деформируемых тел, жидкостей, газов и их взаимодействия (связанные задачи). Он основан на методах конечных разностей, конечных объемов и на конечно-элементных формулировках, которые используют как сеточные, так и бессеточные численные технологии.
Отметим, что в последние двадцать лет развитие этих методов стимулировалось потребностью исследовать поведение жидкостей и конструкций в интегрированной постановке. Комплекс включает различные типы решателей, такие как КЭ, Эйлера и SPH.
Метод частиц (SPH) заключается в представлении сплошного тела совокупностью частиц (материальных точек), взаимодействующих между собой по законам классической механики.
Каждый из этих методов имеет свои явные достоинства и ограничения, но ни один из них не обеспечивает необходимой точности и эффективности при решении комплексных задач. Например, численное моделирование динамического отклика конструкции при взрыве лучше рассматривать в эйлеровой постановке (для моделирования распространения процессов взрывной волны), в то время как поведение собственно конструкции (деформируемого тела) исследуется с помощью МКЭ. Поэтому AUTODYN допускает сквозное и единовременное использование различных решателей для реализации задачи в целом.
Комплекс включает обширную библиотеку материалов, объединяющую термодинамические и прочностные свойства (более 250 материалов).
При необходимости пользователь может прервать расчет МКЭ и продолжить расчет в эйлеровой постановке (или наоборот).
В AUTODYN вы можете начать расчет в одномерной постановке (1D), продолжить в двумерной (2D) и закончить расчетом в 3D. Такой подход позволяет значительно сократить время выполнения расчета.
Многократный прирост скорости расчета можно получить и за счет использования технологий параллельных вычислений: расчет любой модели в AUTODYN может быть распараллелен — это касается большинства МКЭ-расчетов и гидродинамики Эйлера, смешанного лагран- жево-эйлерового описания и Лагранж-SPH, контакта типа Лагранж-Лагранж.
Параллельные вычисления могут выполняться на целом ряде платформ: Windows XP/ NT/2000, Linux и UNIX.
Примеры расчетов в AUTODYN
Косой удар бомбы по железобетонной конструкции
Проникновение в конструкцию и производимое бомбой/боеголовкой действие (разрушение) одинаково важны как для производителей боеприпасов, так и для проектировщиков зданий и сооружений.
Численное моделирование может использоваться для сравнения конкурирующих моделей боеприпасов (фугасных, бетонобойных снарядов и бомб) с учетом различий в весе и выборе материалов, расположении взрывателей, в условиях воздействия (в том числе косой удар и прецессия снаряда во время полета).
AUTODYN также может использоваться для подтверждения гарантии устойчивости построенных или модернизированных конструкций к внешним (боевым) воздействиям определенной интенсивности.
В данном примере железобетонная мишень подвергалась скользящему воздействию (косому удару) снаряда массой 20 кг, движущегося со скоростью 293 м/с.Использовался снаряд калибра 90 мм с оживальной формой головной части.
Железобетонная мишень представляла собой прямоугольный параллелепипед шириной 4,5 м и высотой 4 м, армированный стальными прутьями диаметром 20 мм. Мишень была установлена под углом в 10° к плоскости траектории.
В работе использовался целый набор «связанных» решателей: лагранжевы сетки с перестройкой, метод гладких частиц (SPH), балочный (Beam) решатель.
Для описания объема бетона, подверженного большим деформациям, использовались метод Лагранжа и метод SPH. Части мишени, в которых деформации оставались достаточно низкими, для ускорения вычислений моделировались методом Лагранжа.
Объем материала, представленный совокупностью частиц (SPH), объединялся с сеткой Лагранжа. Армирующие элементы в явном виде представлялись балочными элементами, наложенными на сетку элементов бетона, и присоединялись к ней в узлах сеток Лагранжа и материальных частиц SPH.
Окончательная модель снаряда и железобетонной мишени, которая использовалась в расчете, показана на рис. 1.
На рис. 2 приведено сравнение повреждений, полученных в эксперименте и при моделировании в комплексе AUTODYN. Предсказанное взаимодействие снаряда и арматуры демонстрирует достаточно точное совпадение с результатами эксперимента в зоне между двумя вертикальными прутьями арматуры: верхний прут арматуры отогнут в направлении периферии отверстия от снаряда и сломан.
Взрыв и поглощение осколков песчаной преградой
Условия хранения боеприпасов на открытом воздухе (на полевых складах) отличаются от условий в специальных помещениях, предназначенных для постоянного хранения боеприпасов. Специалисты TNO DSS (группа компаний, занимающихся вопросами безопасности, Нидерланды) недавно использовали AUTODYN для оценки эффективности различных вариантов искусственных (песчаных) преград, предохраняющих склад боеприпасов от внешних негативных воздействий, главным образом механических, и выяснили, что песчаные барьеры снижают скорость осколков и ослабляют удар.На рис. 3 показано влияние взрыва и фрагментов стальной стенки на песчаную насыпь трапецеидальной формы.
Кроме взрывной волны, на рисунке ясно различаются подземная ударная волна, кратер, разлетающиеся осколки и деформация барьера.
Библиотека материалов AUTODYN постоянно развивается и содержит среди прочего взрывчатые материалы и грунты.
Подрыв бронетехники на мине
Мины и фугасы считаются главной опасностью для бронетехники и их экипажей. Для моделирования сложного взаимодействия корпуса бронированной боевой машины, воздушной ударной волны, осколков мины и ускоренных частиц грунта в [3] использовался программный комплекс AUTODYN. Внешний вид расчетной модели показан на рис. 4а.
Специальные исследования [3-4] продемонстрировали весьма точное совпадение
результатов численного моделирования и измеренных нагрузок при взрыве как заглубленной в грунт мины, так и мины, лежащей на поверхности.
Для учета дополнительных нагрузок от разлетающегося грунта был применен так называемый подход Эйлера-Лагранжа, когда движение несущей среды моделируется в координатах Эйлера, а перемещения частиц сплошной среды рассчитываются в координатах Лагранжа. В результате получается набор траекторий движения отдельных частиц (рис. 4б).
Воздействие кумулятивной струи на военное снаряжение
За последние 15 лет в Германии, Австрии, Франции, США и Великобритании было проведено много исследований, направленных на изучение прямого воздействия (и отклика) кумулятивной струи (КС) на взрывчатые вещества и боезаряды.
Для корректного прогнозирования последствий внешнего воздействия КС и определения условий транспортировки или хранения боезарядов (любых взрывоопасных веществ) необходимо четко представлять механизмы процесса детонации.
Численное моделирование позволяет исследовать параметры, которые управляют этим откликом, такие как размер (масса) заряда, тип взрывчатого вещества, отношение плотности материала облицовки заряда к плотности материала преграды.
На рис. 5 показано воздействие кумулятивной струи снаряда на алюминиевый контейнер, в котором размещена минометная мина 120- миллиметрового калибра.
В этом примере результаты расчета струи (в эйлеровой постановке) были наложены на лагранжеву сетку для моделирования проникновения струи.
Неоднородность материала оболочки заряда учитывалась с помощью модели случайного разрушения (stochastic failure model).
Взрыв в каменном здании
Ввиду особого (асимметричного) характера современных войн, относительная простота разрушения внутренними взрывами каменных зданий (общественных или жилых) вызывает особый интерес со стороны служб, призванных противодействовать атакам террористов. AUTODYN широко используется [5] для выбора рациональной схемы размещения зарядов внутри здания (для полного или частичного разрушения).
На рис. 6 показаны результаты моделирования взрыва (Эйлер) совместно с кирпичной кладкой (объемные элементы) и перекрытиями, окнами, металлическими дверями — элементы оболочек.Начальная взрывная волна была получена в двумерной постановке, а затем аппроксимирована на трехмерную сетку Эйлера-FCT (перед отражением взрывной волны от конструкции).
Картина разрушений на рис. 6 однозначно свидетельствует о том, что взрыв носил внутренний характер: края двери загнуты наружу, фрагменты конструкции разбросаны по периметру фундамента здания и пр.
Разрушение и обвал Северной башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке
События 11 сентября 2001 года показали неготовность (или неспособность) США противостоять террористическим угрозам такого рода. Сами американцы считают, что разрушение Всемирного торгового центра (ВТЦ) в Нью-Йорке является величайшей катастрофой в истории человечества.
Специфика высотных зданий и комплексов характеризуется наличием в них большого количества людей и фактическим отсутствием на данный момент эффективных систем для эвакуации персонала в чрезвычайных ситуациях. Это заставляет искать новые пути решения проблем безопасности высотных сооружений.
Приведенный пример демонстрирует возможность моделирования в AUTODYN ситуации, сходной с разрушением ВТЦ.
После вычисления статического равновесия здания под действием силы тяжести в расчетную модель добавляется самолет, что позволяет проводить последующие расчеты ударного воздействия и создаваемых повреждений как в зоне столкновения, так и по всему зданию.Сравнение результатов AUTODYN с отчетом FEMA (Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям) [7] показало почти полное их соответствие: например, число разрушившихся колонн, определенное AUTODYN, точно совпадало с фотографией из отчета FEMA.
Приведенные примеры наглядно демонстрируют возможности AUTODYN в области разработки различных систем вооружения и безопасности.