Александр Чернов, ЗАО «ЕМТ Р»

В модуле DesignModeler версии 10.0 реализова­ны средства автоматического преобразования твердотельных моделей в поверхностные, как методом построения срединных поверхностей, так и преобразованием объемных тел в поверх­ностные.

Рассмотрим некоторые из этих возможнос­тей на примере подготовки к расчету сборки де­талей, построенной как средствами моделиро­вания тонколистовых деталей (sheet metal), так и с помощью операций твердотельного модели­рования (solid modeling) в CAD-системе Autodesk Inventor.

Открываем модель в модуле DesignMod­eler (рис. 1). Затем выполняем анализ моде­ли (рис. 2), после чего становится очевидно, что кронштейн и ребра для эффективного расчета целесообразно представить в виде оболочечных моделей. Для этого производим операцию извлечения срединных поверхнос­тей. Данная операция работает только для видимых объектов, поэтому «погасим» твер­дотельную деталь, которая явно не подходит под формулировку оболочечных элементов. Чтобы скрыть ненужную деталь, выбираем ее в дереве моделирования, после нажатия на правую кнопку мыши появится выпадающее меню, в котором следует указать опцию Hide Body.

Рис. 3

Теперь для оставшихся деталей (крон­штейна и ребер) применим операцию извле­чения срединных поверхностей: Tools -> Mid- Surface. В окне свойств этой операции есть режим, позволяющий максимально автомати­зировать процесс построения срединных по­верхностей, — Automatic (Автоматический) (рис. 3).

Рис. 4

Задаем диапазон поиска для толщин (в на­шем случае — от 1 до 6 мм), в котором будет проводиться анализ геометрической модели. Затем включаем опцию автоматического нахож­дения срединных поверхностей, которые удовлетворяют заданным требованиям, — Find Face Pairs (рис. 4).

В результате выполненных действий вы­бранные поверхности будут подсвечены. Если выборка нас устраивает, то после подтверж­дения выполнения операции получаем геомет­рическую модель с поверхностными деталями (рис. 5).

Однако в процессе выполнения этой опера­ции у нас образовались зазоры между ребрами и поверхностями кронштейна, а также зазор меж­ду «лапкой» твердотельной детали и поверхнос­тью кронштейна. Для исправления геометрии используем операцию продления поверхностей: Tools->Surface Extension. Выбираем кромки ребер и указываем поверхность кронштейна, до которой необходимо продлить ребра (рис. 6).

После этого устраним зазор между «лапкой» твердотельной детали и поверхностью кронштей­на (рис. 7), используя операцию перемещения для твердых тел. Создаем рабочую плоскость для указания начального положения перемещения и рабочую плоскость конечного положения твердой детали. Далее в разделе Body Operation главного меню выберем одноименную команду Body Operation и в окне свойств этой операции в поле Type указываем опцию Move (рис. 8). В результате зазор между деталями будет выбран (рис. 9).

Далее следует создать новый топологичес­кий объект, описывающий поверхностные модели кронштейна и ребер так, чтобы они были соедине­ны в расчетной модели не контактными элемента­ми типа «ребро—поверхность», а общими узлами. Для этого используем операцию создания Т-образ­ного соединения поверхностных деталей Joint, ко­торая находится в меню Tools. В результате выпол­нения данной операции будет достигнуто сопряже­ние ребер с поверхностью кронштейна (рис. 10).

Далее эти детали нужно объединить в но­вый топологический объект. Для этого активиру­ем режим выбора деталей в фильтре геометри­ческих объектов. Затем выбираем поверхност­ные модели кронштейна и ребер и после нажа­тия на правую кнопку мыши в контекстном меню указываем операцию Form New Part. Результат ее выполнения показан на рис. 11.

На этом процесс построения расчетной мо­дели можно считать завершенным.

После передачи данной модели в расчет­ный модуль DesignSimulation не забудьте поме­нять тип контакта на MPC (многоточечные свя­зи). Полученная таким образом конечно-элемент­ная модель является наиболее эффективной для выполнения расчета (рис. 12).