G.D. Cox, PCA Engineers Limited (Великобритания)

Последние два десятилетия методы вычислительной гидродинамики активно исполь­зуются при проектировании турбомашин, главным образом для моделирования тече­ния в проточной части компрессоров и турбин. По мере увеличения скорости расчета и разработки новых численных методов моделирование течения в проточной части перешло от отдельных межлопаточных каналов к целым ступеням и даже к полному трехмерному анализу многоступенчатых компрессоров и турбин. Это способствова­ло разработке более совершенных аэродинамических профилей, в том числе про­странственно профилированных лопаток.

Применение методов вычислительной гидродинамики в основных аэродинамических расчетах перешло в разряд повседневных; тщательно проработан весь процесс про­ектирования, начиная с выбора геометрии профиля, последующего построения сетки и заканчивая численным аэродинамическим расчетом.

Последние достижения в методах численного моделирования позволяют специ­алистам по аэродинамике уйти от идеально «чистого» газового тракта и включить в рассмотрение смежные области, а также некоторые технологические особеннос­ти, которые влияют на эффективность. Речь идет, например, о бандажных полках, уплотнениях, галтелях и пр.

Возможность учета таких конструктивных особенностей тракта в аэродинамическом расчете позволяет рассматривать связанные с ними практические вопросы на ранних стадиях проектирования. Кроме того, результаты численного моделирования течения в тракте весьма полезны и с точки зрения обеспечения механической прочности эле­ментов и узлов компрессора или турбины. Они применяются, например, для оценки многоцикловой усталости и усталостной долговечности при ползучести. В данной статье приводится несколько примеров аэродинамических расчетов с ис­пользованием методов вычислительной гидродинамики, доступных обычному пользо­вателю, не обязательно имеющему отношение к проектированию лопаточных машин.

Введение

Методы вычислительной гидродинамики приме­няются в турбомашиностроении уже более 20 лет. За это время было разработано множест­во самых разнообразных методик расчета как учеными, например Dawes [1] и Denton [2], так и специалистами коммерческих организаций.

Рис. 1. Пример сетки для турбинной ступени

Рис. 1. Пример сетки для турбинной ступени

Рис. 2. Поле скоростей в турбинной ступени

Рис. 2. Поле скоростей в турбинной ступени

В компании PCA Engineers Limited в течение последних 10 лет применялось программное обеспечение TASCflow и CFX. До недавних пор их использование специалистами по аэродина­мике компрессоров и турбин ограничивалось расчетами обтекания лопаток. В значительной степени это было связано с необходимостью построения «структурированном» расчетной сетки, в которой узлы группировались по трем осям криволинейной системы координат, то есть в окружном направлении (от лопатки к лопатке), по высоте лопаток (радиальное направление) и по ходу течения (осевое направление). Подоб­ная система обеспечивает простую и надежную дискретизацию области течения, а также пре- и постпроцессинг множества разнообразных аэродинамических профилей. На рис. 1 показан внешний вид типичной структурированной сетки для анализа одной ступени турбины. Примене­ние сеток типа «J» на выходе из соплового ап­парата и на входе в рабочее колесо обеспечи­вает достаточное разрешение для корректного моделирования вихреобразования за кромками профилей (рис. 2). Кроме того, для обеспечения требуемого уровня дискретизации вблизи про­филя лопаток часто используют «O»-сетку.

Рис. 3. Пример заливки поверхностей лопаток энтропией

Рис. 3. Пример заливки поверхностей лопаток энтропией

Аэродинамические расчеты на структури­рованных сетках одного или двух венцов лопа­ток (ступени) обычно применяются для оценки эффективности ступени, степени повышения давления, расчета течения и пр., а также для оп­ределения исходных граничных условий (нагру­зок) для расчетов НДС.

Рис. 4. Структурированная (а) и неструктурированная (б) сетки для каскада Durham

Рис. 4. Структурированная (а) и неструктурированная (б) сетки для каскада Durham

Методы вычислительной гидродинами­ки позволяют добиться высокого аэродинами­ческого качества проектируемых изделий. На рис. 3 приведено трехмерное изображение бло­ка сопловых лопаток после оптимизации. Ви­зуально улучшения аэродинамических характе­ристик лопаток можно оценить по исчезновению областей с повышенным уровнем энтропии.

Совершенствование CFD-технологий применительно к задачам турбомашиностроения

Использование неструктурированных сеток

Рис. 5. Поле давления на выходе из каскада Durham, полученное на двух разных сетках

Рис. 5. Поле давления на выходе из каскада Durham, полученное на двух разных сетках

При использовании структурированных сеток весьма непросто управляться даже с такими простыми особенностями геометрии лопаток, как галтели в месте сопряжения пера лопатки с полкой. Поэтому решатели современных CFD- пакетов поддерживают и неструктурированные сетки, с помощью которых можно «описать» любую геометрию. Теоретически не существует никаких ограничений для деталей, окружающих основную часть газового тракта, которые не по­зволяют включить их в расчетную модель комп­рессора или турбины. Поэтому вполне очевиден вопрос, касающийся возможности эффективно­го использования неструктурированных сеток для моделирования течения в проточной части. На рис. 4, в показана разбивка каскада Durham [3] структурированной и неструктурированной тетраэдрической сеткой соответственно. Струк­турированная сетка, вообще говоря, слишком груба, даже при 100 тыс. узлов. Все пристеноч­ные слои неструктурированной сетки состояли из призматических элементов, а количество уз­лов — 230 тыс. — существенно больше, чем у структурированной сетки.

Рис. 6. Пример построения структурированной сетки для галтели

Рис. 6. Пример построения структурированной сетки для галтели

По результатам моделирования структура спутного следа за выходной кромкой лопатки близка к той, что была получена в эксперименте. Это справедливо для обеих сеток. Однако неко­торые особенности течения за кромкой лопатки, смоделированные на структурированной сетке, на неструктурированной сетке обнаружены не были.

Структурированная сетка намного эффек­тивней, поскольку в ней можно использовать элементы с высоким Aspect ratio при приемле­мых значениях угла скошенности. Элементы неструктурированной сетки с высоким Aspect ratio, напротив, имеют маленькие значения угла скошенности. Чтобы компенсировать этот не­достаток, при неструктурированном разбитии для достижения приемлемого качества сет­ки требуется большее количество элементов. В противном случае будет невозможно коррек­тно спрогнозировать характеристики течения в межлопаточном канале, например нормальную составляющую градиента скорости.

Рис. 7. Пример построения неструктурированной сетки для галтели

Рис. 7. Пример построения неструктурированной сетки для галтели

Учет галтели

Галтель можно смоделировать с помощью структурированной сетки, как показано на рис. 6. Количество узлов, по сравнению с моде­лью без галтели, не увеличивается, однако вбли­зи полки необходимо построить ряд дополнитель­ных более крупных профилей. В месте сопряже­ния галтели с полкой строить сетку необходимо более аккуратно, чтобы не получить близкие к нулю значения угла скошенности.

Рис. 8. Поле течения в сечении за выходной кромкой лопатки. Сечение закрашено осевой скоростью. а - модель без галтели, б - модель с галтелью

Рис. 8. Поле течения в сечении за выходной кромкой лопатки. Сечение закрашено осевой скоростью. а — модель без галтели, б — модель с галтелью

Технология создания неструктурирован­ной сетки для галтели имеет свои особенности (рис. 7). Чтобы неструктурированная сетка не уступала по качеству структурированной, в про­цессе создания сетки пришлось регулировать размер тетраэдрического элемента по высоте лопатки. Высота первого элемента у стенки под­биралась исходя из требуемого значения y+ = 30. Сетки с различной топологией связывались с помощью GGI.

В результате для двух различных моделей получены близкие картины поля течения за вы­ходной кромкой лопатки (рис. 8). Кроме того, значения КПД ступени при наличии галтели и при ее отсутствии также оказались близкими.

Различия в таких параметрах ступени, как мас­совый расход или КПД ступени, для двух расчет­ных случаев составили не более 0,2%.

Следует отметить, что добавление неструк­турированных областей на обоих концах лопат­ки может привести почти к удвоению количества узлов.

Добавление в расчетную модель элементов, расположенных за пределами проточной части

Можно видеть, что использование структури­рованной сетки для моделирования течения в проточной части предпочтительнее в плане как точности, так и эффективности вычислений, за исключением расчетных вариантов с галтелью. Области вне проточной части, течение в кото­рых влияет на эффективность ступени, долж­ны разбиваться отдельно, а затем добавляться в основную модель. Речь идет, например, о те­чениях в радиальных зазорах осевых компрес­соров и турбин или области с обратной стороны радиальных турбомашин.

Рис. 9. Модель для расчета течения в радиальном зазоре над лопаткой компрессора

Рис. 9. Модель для расчета течения в радиальном зазоре над лопаткой компрессора

Течение в зазоре над бандажными полками

Примеры моделей для расчета течения в за­зоре над бандажными полками показаны на рис. 9 и 10. В первом расчетном варианте ис­пользовалась неструктурированная сетка, а во втором — структурированная сетка, которая более эффективна в смысле вычислений, но ее создание требует от инженера определенной квалификации.

Там, где не требуется строгого совпадения узлов, для соединения расчетных сеток, описы­вающих бандаж и проточную часть, можно ис­пользовать GGI-соединение. По возможности стараются указывать области с общей геомет­рией, как в модели компрессора.

В осевых турбинах для минимизации про­течек в радиальном зазоре лопатки ротора тоже «оснащаются» бандажными полками. Размер области, занимаемой полкой, может достигать до 10% от высоты лопатки, а величина зазора зачастую составляет менее 0,5%.

Современные CFD-технологиии в турбомашиностроении

Рис. 10. Модель для расчета течения в радиальном зазоре над лопаткой турбины

Как видно из рис. 10, в используемой моде­ли турбины интерфейс назначен для несовпада­ющих поверхностей. Близость бандажа к перед­ней (входной) кромке рабочей лопатки создает определенные трудности на этапе построения сетки.

Протечки через кольцевые уплотнения радиально-осевых турбин

Недавние исследования [4], в которых сравнива­лись характеристики радиально-осевых турбин с уплотнением и без него, включали и числен­ные расчеты. На рис. 11 показана объединен­ная расчетная сетка для основной области те­чения (межлопаточного канала) и уплотнения. Практической альтернативой подобному моде­лированию является единая расчетная сетка, структурированная или неструктурированная.

Рис. 11. Радиально-осевая турбина и уплотнительные гребни

Рис. 11. Радиально-осевая турбина и уплотнительные гребни

Создание первой достаточно трудоемко и может потребовать определенного мастерства для до­стижения высокого качества сетки во всей рас­четной области, а не только вокруг лопаток. Ис­пользование неструктурированной сетки озна­чает, что для достижения приемлемой точности решения придется во всей расчетной области использовать «мелкую» тетраэдрическую сетку. Недостатком соединения GGI является потеря точности на интерфейсных поверхностях. Ос­новные особенности течения в канале турбины в целом хорошо «передаются» через интерфейс­ные поверхности — это касается, например, сильно развитой рециркуляционной зоны со сто­роны спинки лопатки, которая распространяется и на участок уплотнения.

Рис. 12. Осевая скорость в месте соединения сеток

Рис. 12. Осевая скорость в месте соединения сеток

CFD в поддержку расчетов НДС

Рис. 13. Распределение температур на стенках лопаток радиальной турбины

Рис. 13. Распределение температур на стенках лопаток радиальной турбины

CFD регулярно применяется для получения граничных условий для расчета НДС. Газовые турбины и турбокомпрессоры обычно проекти­руются для работы вблизи пределов прочности (текучести) материалов. Детальное представле­ние о температурах и давлениях в жидкостях, которые контактируют с наиболее ответствен­ными узлами и деталями, позволяет избавиться от некоторого консерватизма в процессе проек­тирования турбомашины. На рис. 13 показано распределение температуры на поверхности лопаток радиальной турбины. Температуры в узлах, координаты и связи могут быть экспор­тированы в препроцессор FEA-комплекса для последующего наложения на новую сетку. Это особенно полезно, например, при расчете явле­ний ползучести, развивающихся со временем с учетом развития напряжений в деталях.

Рис. 14. Изменения полного давления при нестационарном расчете радиальной турбины

Рис. 14. Изменения полного давления при нестационарном расчете радиальной турбины

Более интересной задачей является рас­чет усталостной долговечности материала. Для этого требуется прогноз динамической состав­ляющей переменного давления на поверхности лопатки. Для турбокомпрессора также необхо­димо учесть пульсирующий характер входного потока. На рис. 14 показано распределение пол­ного давления по поверхности лопаток турбины в один из моментов времени при нестационарном расчете. Это распределение давления мо­жет быть наложено на сетку конечных элементов для определения ответной реакции конструкции на воздействие со стороны рабочего тела.

Выводы

Таким образом, использование структуриро­ванной сетки для расчета лопаточных машин является сегодня более предпочтительным. В то же время возможность автоматической ге­нерации неструктурированной сетки, составлен­ной из тетраэдров, или гибридной сетки делает расчеты аэродинамики компрессоров и турбин доступными даже для инженеров, не имеющих соответствующей подготовки и квалификации.

Литература:

  1. Dawes W. N. A numerical analysis of the three-dimensional viscous flow in a transonic compressor rotor and comparison with experiment. Trans ASME Journal of Turbomachinery 109: 83-90, 1987.
  2. Denton, J. D. Computational methods for turbomachinery flows. Lectures to ASME Turbomachinery Institute, Ames, Iowa, 1987.
  3. Gregory-Smith, D.G. Durham Low Speed Cascade. ERCOFTAC, Turbomachinery Workshop, Test Case No.3, 1996.
  4. Cox, G. D., Wu, J., Finnigan, B. A Study on the Flow around the Scallops of a Mixed-flow Turbines and its Effect on Efficiency. ASME GT2007-27330, 2007.