G.D. Cox, PCA Engineers Limited (Великобритания)
Последние два десятилетия методы вычислительной гидродинамики активно используются при проектировании турбомашин, главным образом для моделирования течения в проточной части компрессоров и турбин. По мере увеличения скорости расчета и разработки новых численных методов моделирование течения в проточной части перешло от отдельных межлопаточных каналов к целым ступеням и даже к полному трехмерному анализу многоступенчатых компрессоров и турбин. Это способствовало разработке более совершенных аэродинамических профилей, в том числе пространственно профилированных лопаток.
Применение методов вычислительной гидродинамики в основных аэродинамических расчетах перешло в разряд повседневных; тщательно проработан весь процесс проектирования, начиная с выбора геометрии профиля, последующего построения сетки и заканчивая численным аэродинамическим расчетом.
Последние достижения в методах численного моделирования позволяют специалистам по аэродинамике уйти от идеально «чистого» газового тракта и включить в рассмотрение смежные области, а также некоторые технологические особенности, которые влияют на эффективность. Речь идет, например, о бандажных полках, уплотнениях, галтелях и пр.
Возможность учета таких конструктивных особенностей тракта в аэродинамическом расчете позволяет рассматривать связанные с ними практические вопросы на ранних стадиях проектирования. Кроме того, результаты численного моделирования течения в тракте весьма полезны и с точки зрения обеспечения механической прочности элементов и узлов компрессора или турбины. Они применяются, например, для оценки многоцикловой усталости и усталостной долговечности при ползучести. В данной статье приводится несколько примеров аэродинамических расчетов с использованием методов вычислительной гидродинамики, доступных обычному пользователю, не обязательно имеющему отношение к проектированию лопаточных машин.
Введение
Методы вычислительной гидродинамики применяются в турбомашиностроении уже более 20 лет. За это время было разработано множество самых разнообразных методик расчета как учеными, например Dawes [1] и Denton [2], так и специалистами коммерческих организаций.
В компании PCA Engineers Limited в течение последних 10 лет применялось программное обеспечение TASCflow и CFX. До недавних пор их использование специалистами по аэродинамике компрессоров и турбин ограничивалось расчетами обтекания лопаток. В значительной степени это было связано с необходимостью построения «структурированном» расчетной сетки, в которой узлы группировались по трем осям криволинейной системы координат, то есть в окружном направлении (от лопатки к лопатке), по высоте лопаток (радиальное направление) и по ходу течения (осевое направление). Подобная система обеспечивает простую и надежную дискретизацию области течения, а также пре- и постпроцессинг множества разнообразных аэродинамических профилей. На рис. 1 показан внешний вид типичной структурированной сетки для анализа одной ступени турбины. Применение сеток типа «J» на выходе из соплового аппарата и на входе в рабочее колесо обеспечивает достаточное разрешение для корректного моделирования вихреобразования за кромками профилей (рис. 2). Кроме того, для обеспечения требуемого уровня дискретизации вблизи профиля лопаток часто используют «O»-сетку.
Аэродинамические расчеты на структурированных сетках одного или двух венцов лопаток (ступени) обычно применяются для оценки эффективности ступени, степени повышения давления, расчета течения и пр., а также для определения исходных граничных условий (нагрузок) для расчетов НДС.
Методы вычислительной гидродинамики позволяют добиться высокого аэродинамического качества проектируемых изделий. На рис. 3 приведено трехмерное изображение блока сопловых лопаток после оптимизации. Визуально улучшения аэродинамических характеристик лопаток можно оценить по исчезновению областей с повышенным уровнем энтропии.
Совершенствование CFD-технологий применительно к задачам турбомашиностроения
Использование неструктурированных сеток
При использовании структурированных сеток весьма непросто управляться даже с такими простыми особенностями геометрии лопаток, как галтели в месте сопряжения пера лопатки с полкой. Поэтому решатели современных CFD- пакетов поддерживают и неструктурированные сетки, с помощью которых можно «описать» любую геометрию. Теоретически не существует никаких ограничений для деталей, окружающих основную часть газового тракта, которые не позволяют включить их в расчетную модель компрессора или турбины. Поэтому вполне очевиден вопрос, касающийся возможности эффективного использования неструктурированных сеток для моделирования течения в проточной части. На рис. 4, в показана разбивка каскада Durham [3] структурированной и неструктурированной тетраэдрической сеткой соответственно. Структурированная сетка, вообще говоря, слишком груба, даже при 100 тыс. узлов. Все пристеночные слои неструктурированной сетки состояли из призматических элементов, а количество узлов — 230 тыс. — существенно больше, чем у структурированной сетки.
По результатам моделирования структура спутного следа за выходной кромкой лопатки близка к той, что была получена в эксперименте. Это справедливо для обеих сеток. Однако некоторые особенности течения за кромкой лопатки, смоделированные на структурированной сетке, на неструктурированной сетке обнаружены не были.
Структурированная сетка намного эффективней, поскольку в ней можно использовать элементы с высоким Aspect ratio при приемлемых значениях угла скошенности. Элементы неструктурированной сетки с высоким Aspect ratio, напротив, имеют маленькие значения угла скошенности. Чтобы компенсировать этот недостаток, при неструктурированном разбитии для достижения приемлемого качества сетки требуется большее количество элементов. В противном случае будет невозможно корректно спрогнозировать характеристики течения в межлопаточном канале, например нормальную составляющую градиента скорости.
Учет галтели
Галтель можно смоделировать с помощью структурированной сетки, как показано на рис. 6. Количество узлов, по сравнению с моделью без галтели, не увеличивается, однако вблизи полки необходимо построить ряд дополнительных более крупных профилей. В месте сопряжения галтели с полкой строить сетку необходимо более аккуратно, чтобы не получить близкие к нулю значения угла скошенности.
Технология создания неструктурированной сетки для галтели имеет свои особенности (рис. 7). Чтобы неструктурированная сетка не уступала по качеству структурированной, в процессе создания сетки пришлось регулировать размер тетраэдрического элемента по высоте лопатки. Высота первого элемента у стенки подбиралась исходя из требуемого значения y+ = 30. Сетки с различной топологией связывались с помощью GGI.
В результате для двух различных моделей получены близкие картины поля течения за выходной кромкой лопатки (рис. 8). Кроме того, значения КПД ступени при наличии галтели и при ее отсутствии также оказались близкими.
Различия в таких параметрах ступени, как массовый расход или КПД ступени, для двух расчетных случаев составили не более 0,2%.
Следует отметить, что добавление неструктурированных областей на обоих концах лопатки может привести почти к удвоению количества узлов.
Добавление в расчетную модель элементов, расположенных за пределами проточной части
Можно видеть, что использование структурированной сетки для моделирования течения в проточной части предпочтительнее в плане как точности, так и эффективности вычислений, за исключением расчетных вариантов с галтелью. Области вне проточной части, течение в которых влияет на эффективность ступени, должны разбиваться отдельно, а затем добавляться в основную модель. Речь идет, например, о течениях в радиальных зазорах осевых компрессоров и турбин или области с обратной стороны радиальных турбомашин.
Течение в зазоре над бандажными полками
Примеры моделей для расчета течения в зазоре над бандажными полками показаны на рис. 9 и 10. В первом расчетном варианте использовалась неструктурированная сетка, а во втором — структурированная сетка, которая более эффективна в смысле вычислений, но ее создание требует от инженера определенной квалификации.
Там, где не требуется строгого совпадения узлов, для соединения расчетных сеток, описывающих бандаж и проточную часть, можно использовать GGI-соединение. По возможности стараются указывать области с общей геометрией, как в модели компрессора.
В осевых турбинах для минимизации протечек в радиальном зазоре лопатки ротора тоже «оснащаются» бандажными полками. Размер области, занимаемой полкой, может достигать до 10% от высоты лопатки, а величина зазора зачастую составляет менее 0,5%.
Как видно из рис. 10, в используемой модели турбины интерфейс назначен для несовпадающих поверхностей. Близость бандажа к передней (входной) кромке рабочей лопатки создает определенные трудности на этапе построения сетки.
Протечки через кольцевые уплотнения радиально-осевых турбин
Недавние исследования [4], в которых сравнивались характеристики радиально-осевых турбин с уплотнением и без него, включали и численные расчеты. На рис. 11 показана объединенная расчетная сетка для основной области течения (межлопаточного канала) и уплотнения. Практической альтернативой подобному моделированию является единая расчетная сетка, структурированная или неструктурированная.
Создание первой достаточно трудоемко и может потребовать определенного мастерства для достижения высокого качества сетки во всей расчетной области, а не только вокруг лопаток. Использование неструктурированной сетки означает, что для достижения приемлемой точности решения придется во всей расчетной области использовать «мелкую» тетраэдрическую сетку. Недостатком соединения GGI является потеря точности на интерфейсных поверхностях. Основные особенности течения в канале турбины в целом хорошо «передаются» через интерфейсные поверхности — это касается, например, сильно развитой рециркуляционной зоны со стороны спинки лопатки, которая распространяется и на участок уплотнения.
CFD в поддержку расчетов НДС
CFD регулярно применяется для получения граничных условий для расчета НДС. Газовые турбины и турбокомпрессоры обычно проектируются для работы вблизи пределов прочности (текучести) материалов. Детальное представление о температурах и давлениях в жидкостях, которые контактируют с наиболее ответственными узлами и деталями, позволяет избавиться от некоторого консерватизма в процессе проектирования турбомашины. На рис. 13 показано распределение температуры на поверхности лопаток радиальной турбины. Температуры в узлах, координаты и связи могут быть экспортированы в препроцессор FEA-комплекса для последующего наложения на новую сетку. Это особенно полезно, например, при расчете явлений ползучести, развивающихся со временем с учетом развития напряжений в деталях.
Более интересной задачей является расчет усталостной долговечности материала. Для этого требуется прогноз динамической составляющей переменного давления на поверхности лопатки. Для турбокомпрессора также необходимо учесть пульсирующий характер входного потока. На рис. 14 показано распределение полного давления по поверхности лопаток турбины в один из моментов времени при нестационарном расчете. Это распределение давления может быть наложено на сетку конечных элементов для определения ответной реакции конструкции на воздействие со стороны рабочего тела.
Выводы
Таким образом, использование структурированной сетки для расчета лопаточных машин является сегодня более предпочтительным. В то же время возможность автоматической генерации неструктурированной сетки, составленной из тетраэдров, или гибридной сетки делает расчеты аэродинамики компрессоров и турбин доступными даже для инженеров, не имеющих соответствующей подготовки и квалификации.
Литература:
- Dawes W. N. A numerical analysis of the three-dimensional viscous flow in a transonic compressor rotor and comparison with experiment. Trans ASME Journal of Turbomachinery 109: 83-90, 1987.
- Denton, J. D. Computational methods for turbomachinery flows. Lectures to ASME Turbomachinery Institute, Ames, Iowa, 1987.
- Gregory-Smith, D.G. Durham Low Speed Cascade. ERCOFTAC, Turbomachinery Workshop, Test Case No.3, 1996.
- Cox, G. D., Wu, J., Finnigan, B. A Study on the Flow around the Scallops of a Mixed-flow Turbines and its Effect on Efficiency. ASME GT2007-27330, 2007.