Денис Хитрых, ЗАО «EMT Р»
Одним из наиболее очевидных источников опасности для персонала морских платформ является возможность взрывов и пожаров в результате утечки газа или выделения паров, способных образовывать с воздухом пожаро- и взрывоопасные смеси. Даже незначительная разгерметизация трубопроводов или хранилища газа может привести к катастрофическим последствиям. За счет применения систем вентиляции снижается вероятность возникновения взрывоопасной ситуации: либо горючие газы и пары просто удаляются, либо их концентрация в воздухе снижается до безопасного уровня.
Введение
При всем многообразии систем вентиляции их можно классифицировать по следующим характерным признакам: по назначению (вытяжные и приточные), зоне действия (местные и общеобменные), способу побуждения (естественные и механические).
Перемещение воздуха в механических системах происходит под действием давления, создаваемого вентилятором. Эти системы могут осуществлять воздухообмен в заданных точках (например, в застойных зонах), в требуемом количестве и независимо от изменяющихся условий окружающей среды.
Естественная вентиляция создается с помощью различных отверстий в стенах, полу и потолке конструкции. Размеры и взаимное расположение этих отверстий оказывают определенное влияние на перемещение воздушных потоков. Главным недостатком систем естественной вентиляции является их зависимость от метеорологических условий (температуры воздуха, направления и скорости воздуха), а также небольшое располагаемое давление. Тем не менее естественная вентиляция морских добывающих платформ предпочтительнее, чем принудительная (механическая), — она функционирует при любых условиях и не зависит от работы оборудования.
Перемещение воздуха при естественной вентиляции происходит в результате воздействия на платформу ветра или давления, возникающего из-за разницы температур наружного воздуха и воздуха в помещении. При неблагоприятном направлении ветра или во время безветренной погоды скорость воздуха в некоторых помещениях может оказаться недостаточной, вследствие чего начнут формироваться застойные или слабовентилируемые зоны — потенциальные места накопления газа до взрывоопасных концентраций.
Для изучения работы системы естественной вентиляции и моделирования неблагоприятных сценариев утечки газа на платформе специалисты Health and Safety Laboratory (Шеффилд, Англия) применили гибридный подход, сочетающий экспериментальные исследования и методы численного моделирования (CFD). В качестве объекта исследований была выбрана стационарная морская платформа модульной конструкции. Измерялись скорость ветра и его направление. На двух модулях для оценки кратности воздухообмена был использован метод индикаторного газа.
Затем полученные экспериментальные замеры применялись для верификации и уточнения математической модели вентиляционных течений на одном из модулей платформы. Далее эта модель была использована для изучения перемещений воздушных потоков в помещениях модуля и на открытых пространствах при различных направлениях и скоростях ветра.
Для моделирования утечки газа в уравнения были введены дополнительные источники, соответствующие реальным выбросам газа в эксперименте. Кроме того, компьютерное моделирование вентиляции платформы позволило локализовать застойные участки на платформе и предложить меры по доработке местных вытяжных систем вентиляции.
Экспериментальные замеры
Конфигурация морской буровой установки показана на рис. 1: синим цветом выделен жилой модуль, красным — эксплутационный (буровой). Выбор бурового модуля в качестве объекта исследований объясняется закрытостью его конструкций (с трех сторон он окружен соседними модулями).
Основные замеры производились на нижней палубе бурового модуля, площадь которой составляет 30,25×36,7 м2, а общая высота модуля — 9,8 м. Дополнительные замеры были выполнены и на промежуточной палубе, расположенной приблизительно на половине высоты нижней палубы.
С трех сторон на палубе были установлены защитные экраны с зазорами 1,0 и 0,35 м в верхней и нижней частях соответственно, а четвертая сторона закрыта от ветра полностью. Пол палубы и потолочные перекрытия — сплошные. Общая площадь открытого пространства составляла порядка 20%.
На нижней палубе эксплуатационной платформы было выбрано от 22 до 28 точек для замеров, а на уровне промежуточной палубы — 16 точек. В каждой подобной точке скорость измерялась на разной высоте от пола палубы: 1,0; 2,0 и 2,75 (2,82) м. Замеры проводились с помощью ультразвуковых анемометров, обладающих погрешностью в 1,5% в диапазоне скорости от 0 до 20 м/c и далее ±3% при скоростях больших 20 м/с. Вследствие высокой точности измерения ультразвуковые анемометры могут использоваться для безынерционных измерений в условиях шквального ветра, достигающего максимальных значений.
C помощью программного обеспечения замеренные значения скорости осреднялись за определенный интервал времени. Типичные данные для скорости показаны на рис. 2 (отдельные компоненты скорости (u, v, w ) выделены на рисунке разными цветами).
Для оценки интенсивности воздухообмена на платформе использовался метод растворения индикаторного газа. Основная идея этого метода заключается в следующем: вентилируемое помещение заполняется индикаторным газом и с помощью газоанализатора измеряется его начальная концентрация.
Через некоторый промежуток времени измерения повторяют. В дальнейшем полученная разница концентраций газа используется для определения кратности воздухообмена в данном помещении.
Как правило, для выполнения такого рода исследований используют уменьшенную копию модели, которая помещается в аэродинамическую трубу.
Тем не менее сейчас многие западные проектные и исследовательские организации в качестве альтернативы широко используют для этих целей и методы вычислительной гидродинамики, в том числе HSL.
Численное моделирование
Очевидно, что достоверность замеров, выполненных на платформах, ограничивается теми погодными условиями, которые наблюдаются в день их проведения. Поэтому подобные эксперименты не могут дать полную картину процессов, происходящих на платформе в текущий момент времени.
Дополнительным преимуществом численного моделирования является то, что его можно использовать для принятия практических мер по совершенствованию системы вентиляции платформы задолго до начала строительства этого сложного гидротехнического сооружения.
Моделирование проводилось в два этапа. Сначала был выполнен расчет внешнего обтекания платформы, где в качестве исходных данных использовалась местная роза ветров (статистический график повторяемости направления ветра). Было выбрано несколько преобладающих направлений: восточное (В), юго-восточное (ЮВ) и др.
Далее полученное поле давлений в окрестности эксплуатационной платформы использовалось в качестве граничного условия для моделирования течения внутри этой платформы.
Для расчета внешнего течения была построена неструктурированная сетка, содержащая приблизительно 59 тыс. элементов. Вблизи эксплуатационной платформы сетка была локально загущена, что позволило уловить тончайшие детали ее обтекания. Различные мелкие объекты, формирующие внутреннее пространство платформы, в расчете не учитывались, так как их влияние на распределение давления в районе платформы очень незначительно и не искажает картину обтекания платформы.
Размеры расчетной области были следующими: 720 м в длину, 360 м в ширину и 360 м в высоту. На рис. 3 показан внешний вид поверхностной сетки.
Было принято, что поток, обтекающий установку, имеет логарифмический профиль — это хорошо согласуется с результатами замеров скорости ветра на высоте 5 и 10 м от уровня моря. При этом сама установка каждый раз ориентировалась перпендикулярно направлению ветра.
По бокам модели были заданы симметричные граничные условия. Поверхность моря рассматривалась как стенка с условной шероховатостью 0,5 мм.
Использовалась стандартная «k-Ей-модель турбулентности.
Подробнее с результатами расчета внешнего обтекания морской установки можно ознакомиться в отчете Saunders C. J., Ivings M. J. Natural ventilation of offshore modules / Research report № 402. HSE, 2005.
Моделирование условий внутри самой платформы — весьма непростая задача, поскольку и ее конструкция, и установленное на ней оборудование имеют довольно сложную геометрию. Наиболее крупные объекты на нижней и промежуточной палубах имитировались расчетной сеткой. Наименьший размер объектов, описываемых этой сеткой, составлял 50 см. Поэтому такие участки платформы, как, например, зоны загромождения трубопроводами, моделировались просто стоками импульса. Размер основной расчетной сетки составил приблизительно 214 тыс. узлов. На рис. 4 представлена сетка, моделирующая оборудование платформы и застойные зоны.
Дополнительно было проведено небольшое исследование влияния густоты сетки на результаты расчетов с использованием 328 тыс. узлов. На более мелкой сетке решение не претерпело существенных изменений.
Мы уже говорили, что для оценки интенсивности воздухообмена на платформе инженеры HSL применили метод растворения индикаторного газа. Теперь поведение газа было смоделировано с помощью ANSYS CFX для широкого спектра погодных условий, представленных 16 различными вариантами.
Начальные условия для этих расчетов брались из решения для стационарного течения. Всего для учета влияния ветра было задано 27 граничных условий давления, которые прикладывались к дверным проемам, промежуткам между ветрозащитными экранами и пр.
Было обнаружено, что результаты расчетов чрезвычайно чувствительны к рассматриваемым направлениям ветра.
Для улучшения сходимости сначала применялась разностная схема первого порядка, затем полученные результаты использовались в качестве первого приближения при выборе схемы более высокого порядка.
Условие входа для индикаторного газа задавалось нормальным распределением скорости V и концентрации газа Y в пределах круга (место ввода струи газа):
где r — радиальное расстояние; bY = 0,126Z; bV = 0,126Z; Z — осевое расстояние; Vc и Yc — скорость истечения и концентрация газа на осевой линии соответственно.
На рис. 5 показана картина распространения газа (и выветривания) по платформе для одного из режимов ветра.
В данном случае ветер дует с запада со скоростью 6,5 узлов в минуту.
Выводы
Результаты моделирования внешнего обтекания морской установки, а затем и течения воздуха на эксплутационной платформе показали, что самыми неблагоприятными направлениями ветра являются восточное и западное. В этом случае скорости движения воздуха на платформе оказываются недостаточными для обеспечения требуемого воздухообмена: затруднена подача воздуха в отдельные зоны платформы, не все вредные выделения могут быть локализованы и удалены и т.д.
Для всех прочих направлений ветра, дующего со скоростью 6,5 узлов, расчетная скорость вентилируемого воздуха составляет порядка 1 м/с.
При большей скорости ветра скорость воздуха варьируется по платформе в пределах от 1 до 3 м/с, причем вблизи дверных проемов она значительно выше.
Интересно отметить, что при восточном ветре общее направление течения воздуха через платформу отклоняется к югу на 24°. Этот прогноз хорошо согласуется с результатами экспериментальных замеров, которые были выполнены на платформе ранее.
Анализ данных, представленных в упомянутом выше отчете, показывает, что общая структура течения воздуха через модуль очень неравномерна. Например, существует много областей с завихрениями и противотоком. Кроме того, характер течения воздуха сильно изменяется по высоте.
Опыт инженеров HSL показал, что комбинация натурных экспериментов и использования средств вычислительной гидродинамики является бесценным инструментом для определения эффективности систем вентиляции морских сооружений.