Павел Смирнов, НТС (Россия) Thorsten Hansen, Florian R. Menter, ANSYS Germany GmbH (Германия)
В статье рассказывается о результатах численного моделирования трехмерного течения в одноступенчатом центробежном компрессоре с диффузором с изменяемой геометрией. Все расчеты были выполнены с использованием программного продукта ANSYS CFX версии 10.0. Рассматривались варианты стационарного и нестационарного течения. В качестве моделей турбулентности применялись модели с двумя уравнениями класса RANS. Расчеты установившегося течения в компрессоре были проведены для двух лопаточных диффузоров с различными радиальными зазорами. Было получено хорошее согласование рассчитанного поля скоростей на выходе из лопаточного аппарата с результатами экспериментальных продувок.
Введение
Центробежный компрессор является одним из ключевых узлов газовых турбин, реактивных двигателей, насосов и других устройств. Эффективность и надежность компрессора в значительной мере зависит от характера течения в проточной части, которая и будет объектом нашего исследования.
Хорошо известно, что взаимодействие между рабочим колесом и диффузором в центробежном компрессоре существенно влияет на характер течения и характеристики обоих узлов компрессора. Особенно сильно диффузор подвержен влиянию течения на выходе из рабочего колеса, что является причиной заметной неравномерности потока в области радиального зазора между выходом из рабочего колеса и входом в лопаточный диффузор. Современные технологии численного моделирования нестационарных процессов позволяют корректно спрогнозировать структуру течения в лопаточных диффузорах компрессора.
Все расчеты были проведены при помощи коммерческого CFD-кода ANSYS CFX 10.0.
Они выполнялись на нескольких гексаэдрических сетках. Точное решение было получено для расчетной области, которая включала два канала рабочего колеса и три канала диффузора, а также для полной 360-градусной модели компрессора.
Обзор условий эксперимента
Ступень компрессора (рис. 1) состоит из рабочего колеса без покрывного диска с 15 лопатками и из диффузора с 23 клиновидными лопатками. Рабочее колесо разработано фирмой MTU Aero Engines.
Диффузор предоставляет возможность плавной независимой регулировки установочных углов лопаток, обозначенных как угол входа в лопаточный диффузор α4SS, и радиального зазора между выходом из рабочего колеса и входом в лопаточный диффузор, который задается отношением радиусов r4/r2 (рис. 2).
На рис. 3 в виде жирных линий показаны плоскости замеров. В плоскостях 2М, 7М и 8М были осуществлены замеры параметров установившегося режима. Большая часть замеров была выполнена при частоте вращения ротора около 80% от номинальной.
На рис. 4 показаны характеристики компрессора при исследуемой геометрии на заданной частоте вращения.
Испытательный компрессорный стенд был спроектирован по замкнутой схеме.
Начальные значения полного давления и полной температуры на входе в компрессор были 0,6 бар и 296 К соответственно. Все измеренные величины были приведены к параметрам международной стандартной атмосферы (МСА, р = 1,013 бар, Т = 288,15 К). То же самое было сделано и для полученных расчетных данных во время их обработки.
Геометрия и сетка
Стационарная задача
В данной работе расчеты течения в стационарной постановке были сделаны для отношения радиусов r4/r2 равного 1,14 и 1,04. При обоих значениях радиального зазора угол входа в лопаточный аппарат диффузора α4SS равнялся 16,5°.
Расчетная область для вариантов r4/r2 = 1,14 и r4/r2 = 1,04 является идентичной и показана на рис. 5. Принимая во внимание периодичность процессов, обусловленных вращением рабочего колеса, моделировался только один канал проточной части как для рабочего колеса, так и для лопаточного диффузора. Торцевой зазор при моделировании по всей длине лопатки считался постоянным. Для всех расчетов его величина была принята равной 0,7 мм (как для холодного и неподвижного ротора).
Для расчетной области с отношением радиусов r4/r2 = 1,14 были сгенерированы три топологически идентичные гексаэдральные сетки. Полное количество элементов в расчетной области для грубой, средней и точной сеток равно 188 361, 762 695 и 3 001 271 соответственно. Грубая и средняя сетки были сгенерированы под использование пристеночных функций, а точная сетка была построена таким образом, чтобы получить в расчете значение у+ порядка 1.
Для расчетной области с отношением радиусов r4/r2 = 1,04 была сгенерирована только средняя сетка, содержащая 745 718 гексаэдрических элементов.
Расчетные сетки для впускного и диффузорного трактов были построены в ANSYS ICEM CFD. Сетки для рабочего колеса были созданы при помощи программного продукта ANSYS TurboGrid. На рис. 6 показаны фрагменты средней расчетной сетки для rjr = 1,04.
Нестационарная задача
Расчеты нестационарного течения были выполнены для диффузора со следующими геометрическими параметрами: r4/r2 = 1,14 и α4SS = 16,5°. Были опробованы два различных вычислительных подхода.
В первом случае условия периодичности распространялись на два канала рабочего колеса и три канала диффузора. Сетка для вычислений была получена простым копированием грубой сетки из стационарной задачи в направлении периферии необходимое число раз. Размерность расчетной сетки составила 444 172 элементов.
Во втором случае использовалась 360-градусная модель ступени компрессора. Количество элементов в расчетной сетке для 360-градусной модели равняется 2 765 495.
Общие установки
За редким исключением, настройки решателя и начальные условия для стационарных и нестационарных задач являются идентичными. Поэтому описанные далее установки одинаковы для обеих задач, если специально не оговаривается иное.
Для расчета компрессора в ANSYS CFX был выбран воздух — идеальный газ (Air Ideal
Gas), а также модель теплообмена Total Energy, учитывающая дополнительный нагрев воздуха, обусловленный сжатием.
Модель турбулентности SST [2] наилучшим образом подходит для подобных вычислений, а несколько задач были рассчитаны с использованием моделей турбулентности типа k-g и k-ю. Все указанные модели турбулентности поддерживают метод пристеночных функций, которые связывают параметры течения с расстоянием от стенки. Это позволяет избежать применения очень мелких сеток вблизи стенки.
На входе в компрессор задавалось равномерное поле полного давления и полной температуры. Значения этих величин были равны 0,6 бар и 296 К соответственно. Допущение о нормальном угле входа потока вполне корректно, так как пограничный слой из входного устройства в значительной мере разрушается перед рабочим колесом. Распределение характеристик турбулентности за входным устройством также было принято равномерным со значением интенсивности турбулентности 5%, отношение турбулентной вязкости к молекулярной было принято равным 10.
На стенках налагались условия трения, при расчете уравнения энергии стенки считались адиабатными. На выходе был задан расход газа.
При моделировании одной ступени условия периодичности налагались в направлении вдоль окружности (периферийное направление). Элементы рабочего колеса и диффузора связывались интерфейсной моделью Stage, в которой используется осреднение потоков по окружности с дискретным шагом. Шаг по времени был выбран равным 0,003 с, что соответствует 15 об./с.
В задаче с двумя каналами рабочего колеса и тремя каналами диффузора использовалась модель интерфейса Transient Rotor-Stator для моделирования реального поведения вращающихся деталей.
Рис. 7. Степень повышения давления nt и изоэнтропический КПД nstt
Рис. 8. Статическое и полное давление в плоскости 2М
Моделирование 360-градусной задачи не требовало задания условия периодичности.
Для геометрии диффузора r4/r2 = 1,14, α4SS = 16,5° и r4/r2 = 1,04, α4SS = 16,5° была получена сходимость решений в точках [P1, P2, M, S2] и [P1, P2, M] соответственно. Для нестационарной задачи была получена только точка Р1.
Результаты расчетов
Геометрия r4/r2 = 1,14, стационарная задача
Сравнение с экспериментальными данными начинается с построения характеристик компрессора. Отношение полных давлений и изоэнтропический КПД вычислялись по следующим формулам:
В эксперименте степень повышения давления рассчитывалась между входным ресивером, где производился замер полного давления и полной температуры, и выпускным каналом. Однако при моделировании входной ресивер и выпускной канал не входили в расчетную область. По этой причине степень повышения давления и изоэнтропический КПД были рассчитаны в других геометрических сечениях. Выходное сечение при моделировании располагалось на том же радиусе, что и плоскость замеров 8М (см. рис. 3), а следовательно, экспериментальные данные снимались с этой плоскости.
На рис. 7 показаны рассчитанные и измеренные значения степени повышения давления и изоэнтропического КПД в зависимости от расхода воздуха. Сравнивая расчетные значения, полученные на различных сетках, можно отметить, что интегральные значения величин, определенные на средних и точных сетках, очень близки друг к другу.
На рис. 8 приведено сравнение статического и полного давлений в плоскости 2М, находящейся на выходе из рабочего колеса. Здесь зависимость от сетки очень слабая. Кроме того, полное и статическое давление было немного выше, чем в эксперименте, но отличие от экспериментальных данных было постоянным для всех рабочих точек, что говорит о достаточно точном расчете давлений.
На рис. 9 представлены рассчитанные и измеренные (и осредненные по времени) поля скоростей в плоскости 2М. Все двумерные распределения на графиках соответствуют рабочей точке Р1. Расчетные величины были получены на средней сетке.
Можно отметить, что в плоскости, близкой к выходу из рабочего колеса (2М), большинство полей скорости потока смоделировано очень хорошо.
Прогнозируемая относительная скорость показывает вихревую структуру, довольно типичную для рабочих колес с обратной круткой лопаток. Таким образом, рассчитанная вихревая зона, представленная областью низких относительных скоростей, больше распространена в периферийном направлении и центр вихревой зоны смещен в сторону повышенного давления. Возможной причиной этого является то, что течение через торцевой зазор при моделировании более интенсивное, поскольку реальный торцевой зазор не является константой по длине лопатки и уменьшается по мере приближения к выходу из рабочего колеса.
Как экспериментальное, так и расчетное распределение меридиональной скорости имеет область низких скоростей, расположенную на фронтальной стенке, но при расчете эта область больше. Распределение окружной скорости характеризуется областью низких скоростей рядом со ступицей колеса, и снова эта область больше при моделировании, чем при эксперименте. Точка с высокой окружной скоростью рядом со входом в колесо воспроизводится при моделировании достаточно хорошо. Распределение абсолютных скоростей потока качественно схоже с распределением окружных скоростей, поскольку квадратичная составляющая окружной скорости вносит в абсолютную скорость больший вклад, чем меридиональная скорость.
Геометрия r4/r2 = 1,04, стационарная задача
Основываясь на сравнении результатов, полученных ранее на сетках с различным количеством ячеек, вычисления для геометрии диффузора r4/r2 = 1,04 были выполнены только на средней сетке. Во всех расчетах использовалась модель турбулентности SST.
Рис. 10. Измеренные и рассчитанные значения степени повышения давления для геометрии r4/r2=1,04 (слева) и r4/r2 = 1,14
На рис. 10 показаны рассчитанная и измеренная степени повышения давления для геометрии диффузора r4/r2 = 1,04, α4SS = 16,5°.
Для определения степени повышения давления снова использовалась плоскость 8М, как место с наибольшим радиальным зазором. На том же рисунке для сравнения приведен график для геометрии диффузора r4/r2 = 1,14, α4SS = 16,5°. Можно отметить, что для r4/r2 = 1,14 градиент распределения степени повышения давления расположен ближе к рабочей точке М, в то время как для r4/r2 = 1,04 градиент находится между рабочими точками Р1 и Р2. Возможно, это связано с тем, что в использованной расчетной модели получаются слишком высокие значения углов атаки при малых величинах зазора, особенно при больших расходах воздуха.
Выводы
Результаты расчета стационарного течения для радиального зазора r4/r2 = 1,14 можно охарактеризовать следующим образом. Распределение степени повышения давления и изоэнтропического КПД было рассчитано удовлетворительно, по крайней мере для рабочих точек вдали от точки запирания. Абсолютные значения этих характеристик компрессора несколько завышены. Распределение интегральных значений давления в радиальном зазоре полностью согласуется с результатами эксперимента, и снова абсолютные значения несколько завышены. Средняя сетка состоит примерно из 800 тыс. гексаэдральных элементов, чего вполне достаточно для расчетов характеристик компрессора и интегральных значений.
На выходе из рабочего колеса получены хорошие результаты расчета поля скоростей. Модель турбулентности SST, которая являлась базовой для расчетов, обеспечила лучшее согласование окружной и абсолютной скоростей, чем k-ε- и k-ω-модели. Измеренные и рассчитанные меридиональные компоненты скорости хорошо согласуются при всех моделях турбулентности.
В непосредственной близости от входной кромки лопатки диффузора, выше по потоку, все модели дают схожее распределение абсолютной скорости. Общее расхождение между результатами эксперимента и расчетами состоит в том, что в расчетах максимальное значение скорости смещено к стороне лопатки с повышенным давлением.
Для геометрии r4/r2 = 1,04 можно сделать похожие выводы. Снова рассчитанное поле скоростей на выходе из рабочего колеса хорошо согласуется с результатами эксперимента. Ниже по потоку, после диффузорного канала, замечено строгое соответствие между рассчитанным полем скоростей и рабочей точкой компрессора. Лучшая рабочая точка компрессора Р1 рассчитана хорошо. Распределение степени повышения давления рассчитано хуже, чем в варианте с большим зазором.
Результаты, полученные для 360-градусной модели и для расчетной области с двумя каналами рабочего колеса и тремя каналами диффузора, очень близки. Это позволяет сделать вывод, что для дальнейших расчетов нестационарных течений в компрессоре разумно использовать периодическую конфигурацию «2 в 3», применяя более мелкую сетку вместо 360-градусной модели.