В настоящее время около 60% добываемых ресурсов углеводородов используется в качестве топлива. В то же время нефть и газ служат сырьем для различных отраслей промышленности. Таким образом, нефтегазовая отрасль является ключевым элементом нашей повседневной жизни и важнейшей составляющей мировой экономики.
В наши дни США являются крупнейшим потребителем нефти (25%) и газа (15%). В сентябре 2006 года суточное потребление нефтепродуктов в США составляло 20,5 млн баррелей (~ 2,7 млн т). Прогнозируемый мировой рост потребления углеводородов в следующем десятилетии составляет 22%. Основной рост придется на развивающиеся рынки Китая и Индии. Только эти две страны за период с 1990 года по настоящее время увеличили годовое потребление углеводородов более чем в два раза. Кроме того, согласно прогнозу China’s Sinopec Development Research, ожидается удвоение суточного потребления нефти Китаем в последующие 15 лет до 10 млн баррелей (~ 1,3 млн т).
Наряду с ростом потребления увеличиваются и инвестиции в нефтегазовую отрасль. В отчете известной консалтинговой компании Booz Allen Hamilton отмечено, что из 20 ведущих компаний, с которыми она работает, 80% предполагают увеличение инвестиций в нефтегазовую отрасль в ближайшие пять лет, включая запланированный рост на 30% только в 2006 году.
Риски и неопределенности
Добыча, переработка и транспортировка газа и жидких углеводородов связаны со многими рисками. Это риски пожаров и взрывов, обусловленные взрывоопасностью сырья, и риски, связанные с возможностью загрязнения окружающей природной среды нефтепродуктами и химическими реагентами в случае разрушения трубопроводов или резервуаров. Все это заставляет активно использовать в нефтегазовой отрасли технологии численного моделирования.
Технология бурения и конструкция морских платформ постоянно модернизируются, что увеличивает протяженность бурения, его скорость и эффективность, причем в таких местах, которые ранее считались недоступными. Сегодня рекорд глубины морского бурения превышает 3 тыс. м, активно разрабатываются месторождения углеводородов на шельфе.
Трубопроводы диаметром более 1 м ежедневно транспортируют свыше миллиона баррелей нефти. Они способны работать в экстремальных условиях, включая температурные перепады от арктического холода до экваториальной жары, а также противостоять сминающим нагрузкам и подводным турбулентным течениям. Крупнотоннажные танкеры способны выдерживать большие продольные и поперечные нагрузки, что делает эти суда безопасными не только для команды, но и для окружающей среды. Постоянно совершенствуется технология переработки нефти и газа.
Применение численного моделирования в нефтегазовой отрасли играет ключевую роль в увеличении добычи нефти и газа, их транспортировки и переработки в продукцию, от которой так сильно зависят люди, компании и государства во всем мире.
Увеличение глубины морского бурения
Начало добычи углеводородов на шельфе относится к 1887 году, когда впервые приступили к морскому бурению на тихоокеанском шельфе на расстоянии 100 м от берега. Постепенно глубина добычи нефти увеличивалась, и в связи с этим росло количество инженерных проблем. В настоящее время наибольшая глубина добычи для морской стационарной эксплуатационной платформы составляет 400 м.
Проблема бурения на больших глубинах была решена путем создания плавучих платформ, таких как полупогружные морские платформы (semisubmersible), оснований с натяжным креплением (TLP), платформ типа SPAR и буровых судов (FPSO).
Плавучие платформы работают в тяжелых океанических условиях. При разработке новых проектов учитываются волновые и ветровые нагрузки, океанические течения, соленость воды.
Программный комплекс ANSYS используется большинством крупных проектных организаций, занимающихся проектированием морских платформ и сооружений, например J. Ray McDermott Engineering (JRME) с проектами в Южной и Северной Америке, на Ближнем Востоке, на Каспии и на шельфе Тихого океана.
Изначально использование численного моделирования в нефтегазовой отрасли ограничивалось научно-исследовательскими работами и специализированными проектами. Теперь условия возросшей конкуренции требуют модернизации процессов проектирования и производства буровых платформ для создания более эффективных конструкций при низких производственных затратах. Компания JRME ежедневно применяет различные программные модули ANSYS во всех проектах. Процесс проектирования морских платформ включает расчеты НДС конструкций при разных нагрузках, а также согласование с промышленными стандартами.
На практике затраты на инженерные расчеты составляют около 10% от всей стоимости проекта для мелководных платформ и около 50% — для глубоководных и плавучих буровых оснований.
Исследование океанического влияния
Постоянно растущая потребность в газе во всем мире требует поиска новых решений по его транспортировке.
Лихтеровка — перегрузка нефти или газа с больших танкеров на более мелкие суда и дальнейшая перевозка сырья по назначению — является экономичным, а иногда и единственно возможным способом выполнения грузовых операций в портах с узким фарватером, на мелководье или у небольших причалов.
Компания Single Buoy Moorings (SBM) со штаб-квартирой в Нидерландах и техническими центрами в Монако и Хьюстоне спроектировала плавучее хранилище и регазификатор газа (LNG FSRU), позволяющие производить отгрузку сжиженного газа. Кроме того, была разработана новая система параллельной швартовки для танкеров-метановозов со стандартной системой крепления и сетью трубопроводов. В Maritime Research Institute Netherlands были проведены модельные испытания двух параллельно стоящих судов. Грузовые операции моделировались для глубины моря 60 м. Целью калибровки было точное воспроизведение взаимного перемещения судов при нерегулярном волнении. Полученные данные использовались для построения математической модели движения судов в программном комплексе ANSYS AQWA. Корректный расчет относительно малых дрейфовых перемещений двух судов является важной задачей при проектировании системы отгрузки сжиженного газа.
Модельные испытания проводились в закрытом бассейне, в котором создавались колебания с мнимой длиной волны, но с периодом приближенным к истинному. Низкочастотная составляющая колебаний была измерена и отделена от теоретической низкочастотной составляющей волнового поля. Затем были рассчитаны и импортированы в ANSYS AQWA добавочные силы от этих паразитных колебаний (с учетом динамики изменения).
Результаты расчета продольных перемещений (сноса) танкеров хорошо согласуются с экспериментальными данными. Калибровка математической модели включала корректное описание волнового поля в бассейне и его изменений, связанных с взаимодействием двух близ- костоящих судов.
Компания SBM активно использует результаты подобных численных экспериментов при проектировании безопасного оборудования для грузовых операций и разработки перспективных систем швартовки.
Охрана окружающей среды
Ежегодно более 120 млн т сжиженного газа транспортируется между 40 газоприемниками и терминалами с регазификаторами, разбросанными по всему миру. В этом процессе задействовано около 130 крупнотоннажных судов. При подобной статистике велика вероятность взрывов и пожаров, а следовательно, и риск для жизни людей и окружающей среды. Для исследования различных сценариев развития аварийных ситуаций, связанных с транспортировкой или хранением природного газа, может быть использован программный комплекс FLUENT.
FLUENT способен моделировать такой сложный процесс, как горение, отслеживая изменение во времени и пространстве параметров течения: давления, скорости, температуры и концентрации реагентов. На нижнем рисунке показан пример такого расчета. Моделировалась утечка криогенной жидкости из пробоины в танкере и ее растекание по поверхности воды, в том числе расчет процессов испарения, рассеивания плотных газов, воспламенения и горения.
Расчетная область представляла собой полусферу с моделью танкера, «атмосферой» и «океаном». В качестве граничных условий задавались давление, скорость и температура на соответствующих поверхностях. Основным поражающим фактором в данной задаче было тепловое излучение от факела горящей смеси, которое может привести к воспламенению объектов. Численное моделирование позволяет измерить температуру в любой точке. Модель может быть легко изменена для решения множества задач с различным параметрами, такими как переменные погодные условия или размеры пробоины. Кроме того, может быть построена и исследована модель любого рельефа местности. Это помогает правильно выбирать места для строительства газовых терминалов и планировать эффективные меры противопожарной безопасности.
Проектирование оборудования для нефтеперегонных заводов
После того как нефть обнаружена, извлечена и транспортирована, она попадает в сложную систему трубопроводов, колонн и резервуаров, что, по сути, и является нефтеперегонным заводом. Нефть представляет собой сложную смесь парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов. Кроме того, в нефти присутствуют различные органические соединения. Получение сырья для производства из нефти многочисленных продуктов различного назначения происходит путем разделения нефти на фракции и группы углеводородов, а также изменения ее химического состава. Все это сложные, многоступенчатые процессы.
Petrobras — бразильская государственная нефтяная компания, одна из крупнейших в мире. Ее исследовательское подразделение CENPES совместно с инженерной компанией ESSS (Engineering Simulation and Scientific Software Ltda) начиная с 2000 года разрабатывает все проекты с применением методов вычислительной гидродинамики (CFD). В большинстве приложений присутствуют такие явления, как массообмен и передача тепла через межфазную поверхность. Результаты подобных исследований используются для разработки новейшего нефтеперегонного оборудования: установок для коксования, вакуумных ректификационных колонн и пр. Пример расчета ректификационной колонны для разделения подготовленной нефти на различные фракции показан на рисунке.
С помощью CFX была усовершенствована конструкция впускного тракта ректификационной колонны, вакуумного распылителя, оросителя, а также всего внутреннего пространства колонны. С использованием модели свободной поверхности CFX была оптимизирована конструкция коллекторных поддонов и распределителей жидкости керосиновой и дизельной секций.
Помимо этого CENPES успешно решила еще несколько сложных задач, в которых присутствовали многофазные и многокомпонентные потоки и использовались методы VOF, Эйлера — Эйлера и Эйлера — Лагранжа.
Полученные положительные результаты стимулируют Petrobras к расширению практики применения ANSYS CFX для решения разнообразных инженерных задач.