Achuth Rao, ANSYS, Inc.
Возможности ANSYS по исследованию уровня вибраций роторных систем включают моделирование подшипников, уплотнений, расчет систем балансировки, расчет стабильности поведения роторов на рабочих частотах и мониторинг состояния роторных систем.
Роторная динамика — это общий термин, описывающий различные виды расчетов, предназначенных для оценки уровня вибраций в различных вращающихся агрегатах, таких как турбины, энергетические установки, авиационные двигатели, бытовые электрические приборы, медицинское оборудование и пр. В таких видах конструкций большое значение имеет возможность возникновения резонансных вибраций, при которых в механизмах возникают большие перемещения, вызванные совпадением гармонических нагрузок с собственными частотами. На таких режимах наблюдаются вибрации с большой амплитудой, что ведет к скручиванию и изгибу вращающихся валов и, как следствие, к резкому снижению долговечности всей конструкции, в особенности подшипниковых опор. Кроме того, деформирование валов и других компонентов роторной системы (дисков, лопаток, уплотнений) при вибрациях может привести к касанию деталей, а это чревато катастрофическими последствиями в высокоскоростных роторных системах.
Анализ роторных систем включает расчет многих параметров, связанных с вибрациями: критических скоростей вращения, перемещения (отклика) всего ротора под действием несбалансированных нагрузок и возможности перехода конструкции в нестабильное состояние, прогиба валов, крутильных колебаний валов, при которых происходит закручивание роторов вокруг собственной оси, расчет влияния газодинамических сил, возникающих в результате вращения масс воздуха вместе с отдельными деталями роторной системы.
Все эти параметры рассчитываются в программном комплексе ANSYS Mechanical, в который включены одни из самых сильных возможностей для расчета роторной динамики, доступные в современных коммерческих конечно- элементных пакетах.
Обычно в расчетах динамики роторов используется вращающаяся система координат, в которой присутствие компонентов Кориолиса приводит к следующим изменениям в общем уравнении движения при проведении статического, модального, гармонического или переходного анализов:
где [M] — матрица масс, [C] — матрица демпфирования; [K] — матрица жесткости; [Kc] — матрица изменяющейся жесткости при наличии скорости вращения; [G] — матрица демпфирования, составляемая для учета действия силы Кориолиса.
Модифицированное таким образом уравнение движения является основой для выполнения большинства видов расчета роторной динамики.
Виды расчета роторной динамики
Модальный анализ
При вращении различных частей оборудования в расчет добавляются несимметричные компоненты — дополнительные силы, учитывающие наличие компонент Кориолиса, приводящих к сдвигу собственных частот вверх и вниз. Расчет этих частот необходим прежде всего для исключения возможности самопроизвольного возбуждения ротора. Модальный анализ показывает влияние скорости вращения ротора на сдвиг собственных частот при раскрутке ротора от нулевой до рабочей скорости вращения.
Гармонический анализ
Этот вид анализа охватывает определенный диапазон скоростей. В нем определяются перемещения системы при различных скоростях вращения и возбуждающих силах.
Присутствие компонент Кориолиса в этом случае также приводит к сдвигу частот и возрастанию роли демпфирования. Технологии ANSYS позволяют учесть отличия частоты возбуждения от частоты вращения ротора при несинхронных (с частотой вращения ротора) нагрузках.
Статический и переходный анализы
В статическом и в переходном анализах определяются реакции в соединениях между валами и подшипниками. В статическом анализе необходимые параметры рассчитываются с помощью задания начальных условий, а в переходном расчет ведется с учетом компонент Кориолиса.
Расчетные средства для роторной динамики
В настоящее время в ANSYS есть все для расчета роторной динамики.
Твердотельные, оболочечные и балочные элементы
Десятки лет расчеты роторной динамики выполнялись во внутренних и коммерческих расчетных программах с использованием балочно- массовых моделей. Для большинства роторных систем этот подход до сих пор является наиболее эффективным и точным. Тем не менее иногда встречаются конструкции, к которым такой подход неприменим. В этом случае для расчетов на основе CAD-геометрии можно использовать двумерные и трехмерные оболочечные и твердотельные элементы ANSYS.
Подшипники и демпфирование
В реальных роторных системах подшипники не являются бесконечно жесткими. Кроме того, трение и смазочный материал добавляют в них демпфирование. Жесткость подшипников часто изменяется с частотой вращения и различается по осям координат. То же самое относится и к демпфированию. В ANSYS для моделирования подшипников в расчете роторной динамики существуют старые элементы, подобные COMBI14, или новые элементы, такие как COMBI214, что дает возможность пользователю задавать в каждом конкретном случае нужную жесткость и коэффициенты демпфирования подшипниковых опор в зависимости от скорости вращения.
Стационарная и вращающаяся системы координат
В ANSYS для расчета роторной динамики существуют как вращающаяся, так и стационарная системы координат. Основной областью применения стационарной системы координат являются случаи, в которых ротор моделируется вместе с неподвижной ответной частью. Вращающиеся системы координат используются при расчете динамики гибких тел, в которых отсутствуют неподвижные части и все детали вращаются.
Учет влияния дисбаланса
ANSYS дает возможность пользователю перед расчетом назначать, будет ли частота возбуждения ротора синхронной или асинхронной по отношению к скорости его вращения. Новые расчетные средства ANSYS, такие как команда SYNCHRO, позволяют на каждом подшаге гармонического анализа изменять величину вектора скорости вращения с учетом изменения частоты возбуждения.
Диаграмма Кемпбелла
Диаграмма Кемпбелла является основным видом представления результатов расчета в роторной динамике. На ней показывается разделение частот вследствие наличия в расчете одновременно прямой и обратной прецессий. Диаграмма Кемпбелла помогает найти критические скорости вращения с учетом зависимости от скорости вращения ротора.
Построение орбит прецессирующего ротора
Когда ротор вращается вокруг своей оси и находится на критической скорости, траектория узла перемещается вокруг центральной оси по эллипсу. Эта траектория называется орбитой прецессии. В ANSYS есть средства для графического отображения прецессии балочно-мас- совых и твердотельных моделей. Кроме того, с помощью макроса ANHARM можно создать анимацию прецессии.
В оригинале статья имеет название «Rotordynamic Capabilities in ANSYS Mechanical». Перевод и дополнения С.Бутяги (2007) специально для журнала «ANSYS Solutions. Русская версия».
Пример расчета: анализ роторной системы с использованием балочной модели
Показан пример гармонического анализа системы, состоящей из двух роторов и изотропных опор (без различия жесткостных и демпфирующих свойств по осям координат). Сила от дисбаланса в гармоническом анализе действует в месте посадки второго диска на внутреннем валу. Возбуждающая нагрузка действует синхронно со скоростью вращения системы. В ANSYS в зависимости от частоты возбуждения вычисляется скорость вращения системы О. К узлам прикладывается сила возбуждения системы от дисбаланса F=Ω2 × Дисбаланс.
Наибольший интерес среди результатов гармонического анализа представляют амплитуды перемещения узлов в зависимости от частоты вращения, орбиты и перемещения роторов на интересующих формах колебаний (критических скоростях вращения).
Пример расчета: расчет твердотельной модели роторной системы состоящей из двух роторов
Показан модальный анализ роторной системы ГТД, состоящей из двух роторов. Оценивается влияние изменения скорости вращения каждого из роторов от нуля и до максимальных режимов. В качестве основного средства вы¬вода результатов после модального анализа используются диаграмма Кемпбелла и графический вывод прецессии вальных форм.
Пример расчета: расчет твердотельной модели пакета пластин винчестера
Показан пример модального анализа пакета пластин жесткого диска в ANSYS. Оценивается влияние изменения скорости вращения от нуля и до максимума, с остановкой на нескольких режимах. Результаты модального анализа представлены в виде диаграммы Кемпбелла.