Исследователи Dipartimento di Scienza e Ingegneria dello Spazio (DISIS) из Universe degli Studi di Napoli (Италия) применили FLUENT для моделирования вхождения космического аппарата в атмосферу Марса.
Условия марсианской атмосферы на Земле моделируются с помощью ударных труб, плазматронов, высокоэнтальпийных дуговых устройств. Для решения этой задачи инженеры DISIS доработали стандартный симулятор входа космических аппаратов в атмосферу (в англ. — SPES), в результате чего он приобрел способность моделировать существенные тепловые и гидродинамические нагрузки, характерные для входа космических аппаратов в атмосферу планет. SPES представляет собой плазменную аэродинамическую трубу мощностью 40 кВт, в которой можно воспроизводить температуры и газовые смеси различного состава, типичные для процесса входа космических аппаратов в атмосферу планет. В частности, для моделирования марсианской атмосферы с удельными энтальпиями, соответствующими условиям свободного полета, можно использовать смеси из углерода, кислорода и азота в разных молекулярных формах. Температуры в установке SPES могут достигать 15000 K, а плотности — 0,005 кг/м3.
Была проведена верификация FLUENT на предмет корректного прогноза неравновесных эффектов, наблюдаемых при высоких температурах в сверхзвуковых аэродинамических трубах типа SPES. Результаты численного моделирования сравнивались с экспериментальными данными.
При нормальных условиях свободного потока марсианская атмосфера состоит в основном из CO2 и N2. Но при движении объекта со сверхзвуковой скоростью на его передней (головной) части образуется скачок уплотнения. Температура в этом месте резко повышается, что вызывает процессы диссоциации и рекомбинации. В результате появляются еще шесть дополнительных соединений. Подобные явления наблюдаются и при возвращении космических кораблей на Землю.
Атмосфера Земли состоит в основном из O2 и N2. Высокие температуры, возникающие при входе в плотные слои атмосферы, вызывают реакции, в результате которых образуются и другие молекулы.
Модель FLUENT, имитирующая условия атмосферы Марса и SPES, включала восемь молекул (CO2, CO, C, O, O2, N2, N и NO), между которыми протекало четырнадцать реакций.
Большинство плазменных аэродинамических труб не приспособлены для масштабных продувок макетов, поскольку в них невозможно одновременно воспроизвести все безразмерные параметры, например число Маха, Рейнольдса и Дамкелера. Поэтому при продувках в аэродинамических трубах инженеры обычно интересуются только одним конкретным параметром потока. Например, для тестирования системы тепловой защиты обшивки летательного аппарата они могут воспроизводить один и тот же тепловой поток и полную удельную энтальпию. Но даже в этом случае при равной полной энтальпии наблюдаются различия между условиями свободного полета и продувки в аэродинамической трубе, вызванные неравновесными эффектами.
Если CFD-пакет способен корректно моделировать эти явления в масштабе лабораторного эксперимента, то его данные можно экстраполировать для действительных условий свободного полета при входе в атмосферу.
При высоких температурах материал поверхности зонда может выступать в роли катализатора, способствующего рекомбинации атомов. Граничные условия, заданные во FLUENT, учитывали результаты экспериментальных измерений каталитических свойств различных материалов обшивки. Это позволило исследователям решить одну из главных задач эксперимента, которая состояла в оценке тепловых потоков в точке торможения при использовании в обшивке зонда материалов с различными каталитическими свойствами. Полученные результаты свидетельствуют, что каталитические свойства поверхности оказывают большое влияние на протекающие вблизи корпуса реакции в атмосфере, подобной марсианской.