Lombardi, S. Vannucci, M. Davini, Pisa University (Италия),
A. Ciampa,Instituto Nazionale di Fisica Nucleare (Италия)
В статье описываются результаты оптимизации геометрии бульбкиля гоночной яхты класса «Кубок Америки» (America’s Cup).
Бульбкиль представляет собой вытянутое профилированное тонкое тело под днищем яхты с сигарообразным балластом (бульбой) и двумя закрылками, расположенными на бульбе. Исходная геометрия киля показана на рис. 1а. Трехмерная параметрическая модель киля была создана в CATIA V5R16. Кроме того, была разработана специальная процедура для автоматизации процесса генерации сетки в GAMBIT. Для решения задачи многодисциплинарной оптимизации использовался коммерческий программный продукт modeFRONTIER 3.2. Обтекание корпуса бульбкиля моделировалось в программном комплексе Fluent 6.2. В качестве минимизируемой целевой функции использовалась весовая комбинация гидравлического сопротивления бульбкиля при различных рабочих условиях и фиксированных значениях подъемной силы. Помимо этого учитывались изменение положения центра тяжести киля и ухудшение маневренных качеств яхты, связанные с изменением геометрии бульбы. Также было введено несколько ограничений.
Решение подобных задач всегда требует значительных временных и вычислительных ресурсов. Поэтому был собран Linux-кластер на базе процессоров AMD Opteron 285 (Dual Core), связанных высокопроизводительной сетью Myrinet.
Введение
За последние несколько лет с ростом производительности вычислительной техники увеличились возможности и специализированных программ, ориентированных на решение задач вычислительной гидродинамики (CFD), повысилась точность результатов, получаемых c помощью этих программ. Все это открыло перед CFD-кодами самую широкую перспективу по использованию в судостроительной отрасли, в том числе и в яхтостроении. Далее на примере гидродинамического расчета кубковой яхты мы покажем основные возможности CFD-кода Fluent.
Основное назначение киля заключается в обеспечении необходимой остойчивости судна при плавании под парусами. Бульбкиль — эффективное средство для противодействия кренящей силе, а кроме того, он оказывает положительное воздействие на восстанавливающие моменты за счет более низкого расположения центра тяжести. Закрылки на бульбе и плавник выполняют первую функцию. Для этого их специально профилируют, чтобы уменьшить сопротивление трения и увеличить подъемную силу.
А для увеличения массы балласта и улучшения остойчивости бульбу изготавливают из тяжелых материалов и устанавливают как можно ниже.
В наших расчетах объем бульбы был постоянным, но мы могли изменять геометрию ее обводов, чтобы в целом улучшить аэродинамику всей системы «плавник—бульба—закрылки».
Вычислительная платформа
Вычислительный Linux-кластер был собран на основе 16 серверов SUN Fire X4100, оборудованных двумя двухъядерными процессорами AMD Opteron 285 и 16 Гбайт оперативной памяти. Семнадцатый узел — управляющий — представлял собой сервер SUN Fire 4200 на базе процессора AMD Opteron 252.
Все вычислительные узлы были объединены в кластер гигабитной сетью Ethernet, а кроме того, использовались адаптеры Myrinet 2000. В качестве ОС применялась SUSE Linux SLES9 SP3 64 bit.
Описание расчетной модели
Высота киля яхт класса «Кубок Америки» регламентирована правилами соревнований. Профиль плавника был предварительно получен в процессе двумерной оптимизации и в последующих расчетах его геометрия не изменялась. Кроме того, был зафиксирован угол отклонения закрылков, а требуемое значение величины подъемной силы достигалось путем изменения угла атаки. Поэтому для определения геометрии плавника достаточно было задать следующие параметры: длина корневой хорды, конусность, угол стреловидности и положение плавника относительно бульбы.
Параметризованная модель бульбы показана на рис. 2. Как видно из рисунка, геометрия бульбы задается тремя кривыми Безье, координаты точек которых и являются параметрами оптимизации геометрии бульбы. В дополнение к этому отслеживалась кривизна кривой в поперечном сечении бульбы (на рис. 2 это кривая Section line).
Геометрия закрылков также была получена в ходе двумерной оптимизации и в последующих расчетах не изменялась. Однако положение закрылков на бульбе варьировалось в процессе оптимизации.
Процедура оптимизации
Для решения задачи оптимизации геометрии бульбкиля был выбран генетический алгоритм, который обладает большей устойчивостью по сравнению с алгоритмами градиентного типа и хорошо параллелится.
Выбор входных управляемых переменных является самым ответственным моментом в процессе оптимизации, поскольку они определяют диапазон решений, внутри которых ищется оптимальное значение. В приведенную таблицу сведены все переменные оптимизации — геометрические размеры плавника и закрылков. Параметрическое описание геометрии бульбы является более сложной задачей.
По существу, необходимо полностью описать геометрию с помощью набора точек, определяющих кривую Безье. Однако этот массив точек может оказаться слишком большим, что затруднит процесс оптимизации. Более того, изменение координат всего лишь одной точки Безье приводит к таким изменениям геометрии, которые оказываются незначительными с точки зрения аэродинамики всей системы и поэтому являются избыточными.
Входные переменные
Геометрия | Изменение, % |
Длина бульбы | 1,97 |
Смоченная поверхность (с. п.) киля | 4,11 |
С. п. бульбы | 7,87 |
С. п. плавника | 0,29 |
С. п. закрылков | -33,34 |
Объем бульбы | 0 |
Центр тяжести | 1,21 |
Кренящий момент | 1,21 |
Инерционный момент рысканья | -8,24 |
Характеристика | Изменение, % |
Лобовое сопротивление (киля) | -4,20 |
Сопротивление давления | 3,71 |
Сопротивление трения | -0,57 |
Полная подъемная сила | 0 |
Решение данной проблемы было найдено в задании дополнительных контрольных точек, управляющих «поведением» точек Безье и полностью определяющих геометрию бульбы. Таким образом, наблюдается следующая иерархия: изменения в контрольных точках приводят к изменениям в точках Безье и далее к изменениям геометрических размеров.
1 В оригинале статья имеет название «The Aerodynamics of the Keel of America’s Cup yachts: an Optimization Procedure» (International Aerospace CFD Conference, Париж, 18-19 июня 2007 г.). Статья приводится в сокращенном варианте. Редакция журнала заранее приносит читателям свои извинения за возможные неточности в переводе некоторых «судостроительных» терминов. Перевод Д.Хитрых (2007).