
Рис. 1. Сверхмалый спутник Probe 2 оборудован приборами для наблюдения за солнечной активностью и выполнения прочих метеорологических измерений.
Harri Katajisto, Componeering, Inc. (Финляндия)
Для изучения поведения защитного кожуха из композитного материала, закрывающего электронные узлы, инженеры финской компании Componeering, Inc. воспользовались расчетными технологиями ANSYS. Это позволило им за короткий срок разработать новую конструкцию кожуха, которая оказалась на 30% легче своего алюминиевого аналога.
Для научно-исследовательских и разведывательных полетов часто используются низкоорбитальные сверхмалые спутники. Эти системы гораздо меньше крупных космических объектов, задействованных в сфере телекоммуникаций. Их внутреннее пространство очень ограниченно, что затрудняет теплоотвод от плотно упакованных электронных устройств. Традиционно корпуса электронных узлов спутника изготавливаются из алюминия. Это достаточно легкий материал, он обладает приемлемой теплопроводностью и обеспечивает хорошую защиту от внешней радиации.
В одном из исследований, проведенных недавно Европейским космическим агентством (ESA), изучалась возможность изготовления этих корпусов из композитных материалов. Основная задача была сформулирована следующим образом: способны ли подобные материалы при меньшей массе обеспечить такой же теплоотвод, что и алюминий? Для этого исследования бельгийская компания Verhaert Design and Development предоставила базовый образец — алюминиевый корпус системы управления информационным и энергетическим оборудованием (ADPMS) сверхмалого спутника Probe 2 (рис. 1 и 2).

Рис. 2. Защитный кожух со снятой задней панелью. Видна слоистая структура композитного материала, а также алюминиевые клиновые фиксаторы и монтажные шины.
Проблемы проектирования изделий из композитных материалов
Проектирование конструкций из слоистых композиционных материалов (типа «сандвич») или из многослойных твердых ламинатов связано со многими трудностями, в первую очередь с анизотропией упругих свойств материала. Кроме того, проектирование осложняется множеством дополнительных факторов, таких как подбор материалов, определение количества слоев, взаимная ориентация слоев, последовательность их укладки.
В процессе исследования к корпусу из композитного материала предъявлялись такие же эксплуатационные требования, как и к корпусу из алюминия. Например, защита от радиации на низкой околоземной орбите у него должна быть такой же, как у алюминиевой конструкции с толщиной стенок 2 мм. Это условие было выполнено при помощи вольфрамовой пленки, включенной в армированный слоистый пластик (CFRP) наружной панели корпуса. Также необходимо было добиться идентичных алюминиевому корпусу механических сопряжений как снаружи (для компоновки кожуха на спутнике), так и внутри (для размещения печатных плат и разъемов) конструкции. Эти ограничения усложнили проектирование композитной конструкции, для которой предпочтительной является гладкая форма.
Для улучшения теплоотвода композитная конструкция была снабжена дополнительными слоями пластика, армированного углеродными волокнами K1100. В сочетании с пластиковой матрицей, создающей слоистую основу, эти волокна обеспечивают в направлении их укладки коэффициент теплопроводности, который в четыре раза выше, чем у обычных алюминиевых сплавов. Кроме того, черный цвет углепластика CFRP обеспечивает высокую излучательную способность. Однако в конструктивном плане недостатком волокон K1100 является их очень низкая гибкость. Они легко ломаются при гибке с малыми радиусами.
Еще одна проблема была связана с несоответствием коэффициентов теплового расширения корпуса из композитного материала, алюминиевых клиновых фиксаторов и опорных конструкций спутника, что при изменении температуры приводит к деформации конструкции.
Все это не позволяло использовать традиционные методы расчета температурного баланса, НДС конструкции и резонансных частот для корпуса. Из-за неизбежных упрощений процедуры расчета многие конструктивные особенности учитывались бы не полностью, поэтому результаты могли оказаться недостоверными.

Рис. 3. Репрезентативная трехмерная модель иллюстрирует изменение температуры по толщине ламината (слева) и большое тепловыделение в двух слоях K1100.
Продвинутые расчетные технологии
Для решения указанных задач был использован программный комплекс ANSYS Mechanical. Для исследования поведения ламината под воздействием температуры применялась модель, состоящая из элементов типа SOLID70 (рис. 3). Анализ результатов показал, что в стационарной задаче для тонких ламинатов можно использовать однослойные элементы, например
SHELL131 с продольной теплопроводностью. Механические сопряжения и клеевые соединения моделировались при помощи тепловых элементов LINK33. Контактное сопротивление определялось в зависимости от характера соединяемых материалов, шероховатости поверхности и контактного давления.
Кроме теплопроводности, в расчетах учитывалась передача тепла посредством излучения. Для этого на поверхность элемента SHELL131 накладывался элемент SURF151.
Программный комплекс ANSYS позволяет применять в качестве исходных граничный условий для расчета НДС температуры в узлах «тепловой» модели. ANSYS преобразует результаты температурного анализа, записанные в файл *.rth, в эквивалентные векторы сил и моментов, которые используются КЭ-моделью для расчета НДС.
Поскольку неравномерность распределения температур в ламинатах во время работы была незначительной, температурный изгиб был исключен из числа рассматриваемых факторов. Однако его необходимо учитывать при моделировании технологических процессов, когда конструкции из ламината соединяются с алюминиевыми клиновыми фиксаторами при высоких температурах. В этом случае удалось получить отличные результаты с использованием элементов SHELL181.
Расчеты в ANSYS показали, что при продольном расположении слоев волокон K1100 величина теплоотвода частично уменьшается, как это показано на рис. 4. При ориентации волокон K1100 под углом ±30° получается более равномерное температурное поле, однако сохраняются максимальные значения температуры; конструктивно такая укладка волокон допускается.
Для придания жесткости конструкции в материал корпуса было добавлено несколько слоев углепластика M40J. Ориентация и последовательность укладки слоев K1100 и M40J выбирались с учетом обеспечения жесткости и приемлемого коэффициента температурного расширения.
Ламинат был спроектирован с помощью специализированного программного продукта ESAComp (www.esacomp.com). Комплекс ESAComp отлично взаимодействует с ANSYS. Раскладка слоев ламината и данные о материалах могут экспортироваться в ANSYS для композитных твердотельных элементов и оболочек. Более того, результаты конечно-элементного анализа в ANSYS могут быть переданы в ESAComp для постпроцессинга. Эта возможность использовалась, например, для изучения критических напряжений в ламинате при меж- слойном сдвиге. Применение APDL облегчило создание расчетных моделей, которые передавались в ESAComp для оптимизации конструкции. С помощью APDL любое стороннее программное обеспечение может быть включено в цикл проектирования.
После анализа температурного состояния конструкции в ANSYS Mechanical были выполнены расчеты НДС и собственных частот и форм колебаний конструкции вплоть до 800 Гц (рис. 5).
Результаты анализа форм колебаний при случайных вибрациях позволили определить уровни ускорений, необходимые для последующего анализа отказов. Конструкция должна была выдерживать нагрузки с коэффициентом запаса равным двум. Это типичное значение для композитных материалов, используемых в космических аппаратах.
Для расчета НДС конструкции из слоистого материала применялись элементы SHELL99, предназначенные для расчета НДС многослойных оболочек. Они пригодны для расчета тонких ламинатов, но при этом предусмотрена возможность поперечного сдвига. Болтовые соединения и вставки моделировались с помощью элемента BEAM4, позволяющего выделить напряжения смятия ламината и добавить усилия отрыва.
Преимущества численного моделирования
Термические испытания проводились в вакуумной камере Европейского центра космических исследований и технологий (ESTEC) в Нидерландах. Условия соответствовали максимальной температуре нагрева оборудования. Результаты испытаний подтвердили правильность оценки уровня теплоотдачи корпуса из композитного материала, полученной при численном моделировании. Испытания модели на электромагнитном вибростенде были выполнены в лаборатории Бельгийской королевской военной академии (г.Брюссель). Исследовалась реакция на синусоидальные колебания и случайные вибрации. Корпус из композитного материала оказался более жестким, чем его алюминиевый аналог. В целом поведение системы соответствовало результатам численного моделирования.
Совместное использование программных комплексов ANSYS и ESAComp обеспечило надежные и достоверные результаты как при расчете НДС, так и при анализе температурного состояния конструкции. Масса защитного кожуха была уменьшена на 29%. На реализацию проекта ушло всего 18 месяцев. ГЛ
Все иллюстрации к данной статье публикуются с разрешения фирм Verhaert Design and Development и LLS/HUT.