А.В. Белобородов, ОАО ИПФ «Сибнефтеавтоматика»
Нефтегазовое оборудование комплектуется стальной запорной трубопроводной арматурой для широкого спектра параметров рабочей среды (давления и температуры) и диаметров трубопроводов. На данный момент количество наименований такой арматуры превышает миллион единиц. Отсутствие герметичности в затворе арматуры является причиной более 80% отказов трубопроводной арматуры, которые приводят к нарушению нормального режима функционирования оборудования или к аварийным ситуациям, последствиями которых могут стать экономические потери, повреждение оборудования, загрязнение окружающей среды и пр.
Потеря герметичности в затворе может возникнуть вследствие конструктивных недостатков арматуры, таких как нарушение взаимного расположения уплотнительных поверхностей затвора, обусловленное недостаточной жесткостью корпусных деталей. На этапе проектирования арматуры можно сделать прогноз вероятности нарушения герметичности затвора вследствие деформаций уплотнительных поверхностей его деталей, однако существующие аналитические методы расчета трубопроводной арматуры на прочность и жесткость не позволяют выполнить расчеты с требуемой точностью.
На кафедре «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов» Тюменского государственного нефтегазового университета (ТНГУ) с помощью ANSYS было проведено исследование влияния нагрузок, возникающих в процессе эксплуатации арматуры на ее напряженно-деформированное состояние (НДС). В результате была разработана методика расчета на прочность и жесткость деталей арматуры, позволяющая оценить деформации уплотнительных поверхностей затвора запорной арматуры [1].
В качестве объекта моделирования использовалась арматура ОАО «Икар» Курганского завода трубопроводной арматуры.
Исходя из опыта эксплуатации и результатов предварительных и приемочных испытаний образцов был предложен и обоснован ряд расчетных схем для проведения анализа НДС корпусных деталей клиновых задвижек методом конечных элементов. В результате выполненных исследований установлено, что для получения результатов, согласующихся с данными натурных экспериментов, необходимо учитывать виды нагрузок, показанные на рис. 1.
Поскольку на практике большая часть запорной арматуры применяется без электропривода и редукторов, а зачастую отсутствуют и данные об отступлениях от номинальной формы трубопровода, то для оценки вероятности нарушения герметичности арматуры на этапе проектирования эти типы нагрузок можно не учитывать.
Итак, использовалась твердотельная модель трубопроводной арматуры, полученная непосредственно от конструкторов, в которую были внесены небольшие изменения для построения более качественной конечно-элементной сетки тетраэдров (SOLID87, SOLID92) при свободном разбиении (Free Mesh).
В конечном счете были определены следующие этапы анализа НДС деталей трубопроводной арматуры [1]:
- Доработка в CAD-системе 3D-моделей деталей, выполненных конструкторами, для получения более качественной сетки конечных элементов (например, удаление мелких объектов, не оказывающих влияния на прочность и жесткость).
- Импорт геометрической модели из CAD- системы в ANSYS.
- Построение в препроцессоре ANSYSгеометрических моделей трубопроводов, прокладок и крепежа, то есть деталей с простой геометрией.
- Задание свойств материалов и типов используемых конечных элементов.
Для выполнения теплового анализа необходимо задать тепловые свойства материалов и выбрать следующие типы элементов: SOLID87 (объемный (3D) тепловой элемент, имеющий 10 узлов) или SOLID90 — версия 3D 8-узлового элемента SOLID70, но более высокого порядка.
В случае если помимо этого необходимо выполнить расчет статического НДС конструкции, то указанные типы элементов следует заменить соответствующими «структурными» элементами, такими как SOLID92 и SOLID95, при этом следует указать механические свойства материалов. Затем переходим сразу к пункту 10. -
Задание граничных условий теплового анализа с указанием условий конвективного теплообмена с рабочей и окружающей средами (рис. 2):SFA,AREA, LKEY,CONV,VALUE, VALUE
- Выполнение теплового анализа для получения поля распределения температур (рис. 3).
- Конвертация типов элементов для выполнения структурного анализа с учетом поля распределения температур с использованием команды ETCHG,Cnvс опцией TTS (ThermaltoStructural).
- Удаление нагрузок и параметров шагов нагружения с помощью командыLSCLEAR,Lab.
- Чтение файла результатов теплового анализа и использование данных о температуре в качестве узловых нагрузок:LDREAD,Lab, LSTEP, SBSTEP, TIME, KIMG, Fname, Ext, —.
- Создание контактных пар типа «поверхность — поверхность» с использованием элементов CONTA174 — TARGEКонтакт происходит при внедрении контактного узла CONTA174 в элемент ответной поверхности (TARGE170).
- Приложение граничных условий прочностного анализа в соответствии с рис. 4.
- Для создания усилий затяжки шпилечных соединений используется следующий набор команд:
- Выполнение прочностного анализа для определения НДС деталей арматуры (рис. 5 и 6).
- Оценка выполнения условия герметичности:
где [q] — допускаемое давление на уплотнитель- ной поверхности, МПа; q — действующее давление на уплотнительной поверхности, МПа; b — ширина уплотнения, мм; с, m, k — коэффициенты, зависящие от материала уплотнительных поверхностей.
В ходе анализа НДС деталей трубопроводной арматуры для оценки погрешностей, связанных с построением конечно-элементной модели [2], использовался количественный способ, основанный на рекомендациях, приведенных в статьях [3, 4, 5].
Способ состоит в сопоставлении усредненных узловых результатов и значений в точках интегрирования конечных элементов. Поскольку результаты расчета для элемента определяются в точках интегрирования и затем экстраполируются на его узлы, каждый элемент, содержащий данный узел, порождает свой собственный результат для рассматриваемого узла. И эти значения, как правило, различаются между собой.
При использовании усредненных узловых результатов для некоторого узла вычисляется значение результатов, полученных для каждого элемента, содержащего данный узел. При использовании значений в точках интегрирования конечных элементов усреднение в узлах не производится, вследствие чего образуется разрыв искомой величины при переходе от элемента к элементу.
Величина разрыва невелика, если конечно-элементная сетка мелкая, однако в случае крупной сетки она может стать достаточно большой [2, 3, 4].
Если относительная погрешность между результатами в точках интегрирования элементов (NSOL) и результатами, усредненными по узлам (NSOL),
составляет более 10%, то можно говорить о недостаточном качестве конечно-элементной сетки.
Картина результатов, полученная в ANSYS с помощью модуля FullGraphics, сопровождается оценками вероятной нижней (SMNB) и верхней (SMXB) границ этих результатов, обусловленных погрешностями сетки [2, 5].
Опыт использования ANSYS показывает, что, если относительные погрешности, касающиеся рассчитанных минимальных (SMN) и максимальных (SMX) величин:
величина, которая представляет собой среднее не превышают 10%, то качество построения конечно-элементной модели обеспечит в дальнейшем результаты высокой точности.
Рекомендации по доработке конструкций трубопроводной арматуры, составленные на основе результатов моделирования в программном комплексе ANSYS, были учтены в ОАО «Икар».
В целом созданная методика оценки надежности трубопроводной арматуры (с учетом реальных условий эксплуатации), основанная на использовании программного комплекса ANSYS, позволяет избежать конструктивных ошибок на этапе проектирования арматуры и гарантировать герметичность при различных внешних воздействиях.