В последние годы число компрессоров, установленных на судах типа FPSO, неуклонно растет, а кроме того, увеличивается их мощность. Однако поршневые компрессоры являются источником значительных вибронагрузок, которые могут вызвать неисправности в компрессорном модуле FPSO. При динамическом анализе работы эксплуатационной установки в целом обязательно учитывается влияние компрессорной группы на общий уровень вибрации.
В данной статье будет рассказано о новой методике расчета максимальных колебаний во время вибраций в модуле верхнего строения и об оптимизации его конструкции. В рассмотренном ниже примере представлен современный подход к проектированию, при котором анализируется совместная работа модульной конструкции верхнего строения FPSO и компрессорных установок на ней. Кроме того, приводятся методические рекомендации по проведению динамического анализа. Полученные результаты и рекомендации для компрессорного модуля были включены в общий проект FPSO.
На судах типа FPSO эксплуатируются компрессоры малой мощности (обычно от 370 кВт) или многоступенчатые компрессоры мощностью порядка 2000-2200 кВт.
Собранные воедино компрессор, привод, трубопровод, скруббер и баллоны образуют модуль, устанавливаемый на FPSO. Принцип расчета для судов типа FPSO действителен как для плавучих, так и для стационарных шельфовых установок.
Значительные динамические нагрузки при работе связаны с движением механических частей внутри компрессора. Динамические силы (рис. 1) образуются от пульсаций давления, несбалансированности масс, шатунных нагрузок, а также от удлинения цилиндра под воздействием газа и возникновения несоосности.
Все вышеперечисленные процессы могут привести к высокому уровню вибрации в трубопроводе, скрубберах, на стеллаже и верхней конструкции модуля (верхнего строения). Чрезмерный уровень вибраций — основная причина механических поломок в поршневых компрессорах. Исправление неполадок непосредственно на месте является достаточно дорогим удовольствием. Судовладельцам при работе с операторами необходимо учитывать два важных момента. Во-первых, расходы на ремонт и издержки от простоя на шельфе вчетверо, а иногда и впятеро выше, чем на наземных установках. Поэтому будущий владелец всегда хочет иметь надежное, устойчивое к вибрациям оборудование. Во- вторых, проблема минимизации используемого пространства актуальна как для FPSO, так и для других морских сооружений, что способствует созданию компактных установок.
При компактном проектировании (рис. 2) вспомогательное оборудование приходится устанавливать ближе к компрессору, поэтому необходимо учитывать требования по креплению и минимизации вибронагрузок на приборы диагностики, а также обеспечить беспрепятственное техническое обслуживание.
Динамический анализ конструкций
Динамический анализ конструкций не является чем-то новым в морском строительстве, иногда он проводится и для наземных сооружений. Методики расчета в обоих случаях примерно одинаковы.
Поршневые компрессоры устанавливаются на жесткую конструкцию верхней палубы. Используемые элементы традиционно проектируются с учетом статических и квазистатических нагрузок. Однако проектирование конструкций с учетом динамических нагрузок требует особого подхода. Динамический анализ должен учитывать случаи резонанса конструкции при предполагаемых вибрациях. Явление резонанса наблюдается при совпадении частот собственных колебаний механизмов с частотами внешних динамических нагрузок.
В испытаниях исследовались реакции стеллажа и верхней конструкции на воздействие динамических нагрузок, идущих от оборудования. Кроме того, были предложены мероприятия по снижению вибраций до безопасного уровня на рабочих режимах.
Исследование конструкции включает расчет динамических нагрузок на всех рабочих режимах, а именно — вычисление влияния на конструкцию динамических нагрузок на различных частотах с последовательным изменением фазы и амплитуды возбуждающих сил.
В случаях когда механизмы компрессора работают с повышенной вибрацией, необходимо включать в расчет и дополнительное оборудование, находящееся на небольшом расстоянии от компрессорной группы.
Одной из важных проблем проектирования является сбалансированность конструкции, то есть равномерное распределение нагрузок. Также необходимо учитывать воздействие динамических сил от работающего оборудования, влияние перепада температур на напряженно- деформированное состояние конструкции и т.п.
Сегодня инженеры имеют возможность использовать для решения подобных задач возможности программных комплексов МКЭ. Далее будет рассмотрен пример практической задачи, в которой исследовалось влияние повышенного уровня вибрации при работе палубного оборудования на НДС элементов верхнего строения FPSO.
Как правило, компрессоры являются источником силы и пары сил от дисбаланса внутренних деталей, причем источниками дисбаланса могут быть как продольно движущиеся, так и вращающиеся детали в компрессоре. Эти сила и пара сил возникают из-за различий в рабочем ходе соседних поршней, поскольку баланс здесь практически никогда не достигается. Поэтому предпочтительнее использовать шестицилиндровые компрессоры, так как разница в фазах при движении поршней снижает силы от дисбаланса, а следовательно, снижается уровень вибраций.
Обычно рама компрессора и коленчатый вал считаются абсолютно твердыми телами, хотя при подробном исследовании конечно-элементной модели выясняется, что это не так. Под действием нагрузок, возникающих при совместной работе компрессоров на верхней палубе судна, рама компрессора значительно прогибается.
Динамический анализ проводился для отдельного модуля с тремя поршневыми компрессорами с различными характеристиками. Конечно-элементная модель компрессорных установок и фрагмента верхнего строения была создана в программном комплексе ANSYS (рис. 3). Для фермы применялись балочные элементы, а для плоских (тонкостенных) конструкций — оболочечные элементы.
При расчете учитывались динамические нагрузки от пульсирующего давления в трубах и танках. В результате выполненного расчета были выявлены участки с повышенной вибрацией. Выяснилось, что проектные требования отличаются от расчетных примерно на 50%!
Для снижения уровня вибраций компрессорного модуля в конструкцию были внесены следующие изменения: были добавлены диагональные раскосы для придания жесткости консолям по периметру модуля, раскосы для придания жесткости основаниям, а также увеличены сечения балок под фундаментом компрессоров.
Вибрация оценивалась по стандартной методике, то есть суммировались уровни максимальных колебаний, идущих от всех видов оборудования.
Использование на ранних стадиях проектирования анализа динамического воздействия является ключевым моментом при минимизации влияния вибрации на конструкцию в целом.